Материнский (семейный) капитал — это государственная программа, направленная на материальную поддержку семей, воспитывающих больше 1 ребенка. Его выплачивают в России с 2007 г., но некоторые родители до сих пор не знают, что нужно сделать, чтобы оформить положенную им помощь. Для этого необходимо ознакомиться с тем, какие понадобятся документы на материнский капитал и куда их подавать.
Куда обращаться и подавать документы?
Оформлением материнского капитала должен заниматься законный представитель ребенка (родитель или усыновитель), у которого есть российское гражданство. Чтобы получить государственную помощь, ему следует подать документы:
- В территориальное отделение Пенсионного фонда России (ПФР), расположенное по месту жительства или регистрации семьи. Гражданам РФ, находящимся за пределами страны и не имеющим постоянной регистрации в ней, следует обращаться в ПФ Московской области.
- В многофункциональный центр.
Эти организации следует посещать лично. Кроме того, заявление на маткапитал можно подать онлайн:
- На портале государственных услуг РФ.
- На официальном сайте ПФР. В этом случае заявителю придется предварительно пройти регистрацию на портале госуслуг.
Родителю или усыновителю, подающему заявление в электронном формате, необходимо на протяжении 5 дней после этого прийти в отделение ПФР с документами. Их перечень будет указан в уведомлении, которое служащие Пенсионного фонда пришлют ему на электронную почту. Если в течение указанного времени заявитель не представит документы, в получении маткапитала ему откажут.
Полный список документов для получения материнского капитала
Для получения права на использование материнского капитала в 2019 году не понадобится собирать много бумаг. Большинство из них есть на руках у родителя или усыновителя. В стандартный список документов входят:
- Паспорт заявителя.
- Справка с места жительства (если в паспорте нет штампа с регистрацией).
- Свидетельство о рождении или усыновлении ребенка, которому положена помощь. В нем должна стоять отметка о гражданстве РФ.
- Свидетельства о рождении или усыновлении остальных детей, воспитывающихся в семье.
- Пенсионное удостоверение (если заявитель пенсионер).
- Заявление с просьбой о получении сертификата, дающего право на использование семейного капитала.
Если у родителя или усыновителя нет возможности лично явиться в Пенсионный фонд, сделать это может его доверенное лицо. Для этого обратившемуся в ПФР человеку дополнительно понадобится представить паспорт или другие документы, подтверждающие его личность, гражданство и адрес, по которому он прописан.
Когда ребенок, на которого оформляется помощь, является полусиротой или сиротой, а также в некоторых других ситуациях для предоставления сертификата на маткапитал у заявителя могут потребовать документы, которые подтверждают:
- смерть матери, усыновителя, обоих родных или приемных родителей ребенка, лишение их родительских прав;
- совершение матерью или усыновителем в отношении ребенка уголовно наказуемого преступления.
Все документы должны быть поданы в оригинале. Если это сделать невозможно, тогда необходимо представить нотариально заверенные копии.
Заявление о выдаче маткапитала
В числе документов на материнский капитал обязательно должно быть заявление, написанное лично человеком, желающим воспользоваться маткапиталом. Оно подается на бланке, который можно получить при обращении в отделение ПФР или скачать на его сайте. В заявлении указываются следующие данные:
- ФИО, половая принадлежность, статус, место и дата рождения человека, обратившегося за сертификатом;
- серия и номер паспорта, данные об организации, которая его выдала;
- гражданство;
- свидетельство о пенсионном страховании;
- адрес регистрации или места фактического жительства;
- номер телефона;
- сведения о детях, которых воспитывает заявитель;
- информация о ребенке, благодаря которому у семьи появились возможности для использования материнского капитала;
- наиболее удобный способ для передачи сертификата (при личном обращении, почтой или по интернету).
Если с документами в Пенсионный фонд будет обращаться доверенное лицо, тогда дополнительно нужно указать информацию о нем. Сведения о смерти родителей или усыновителей и другая информация в заявлении также должны быть отображены.
Заявление нужно писать разборчиво и без ошибок. Все сведения, указанные в нем, должны соответствовать информации в паспорте, свидетельствах о рождении и других документах.
Как и в какие сроки происходит выдача сертификата?
После регистрации заявления для получения материнского капитала работники ПФР должны рассмотреть его на протяжении 15-30 дней. О своем решении они сообщат гражданину в течение 5 суток способом, который он указал в заявлении. Если с бумагами все в порядке, тогда проблем с получением сертификата на материнский капитал не возникнет. Заявитель по своему желанию может заказать его в бумажном или электронном виде.