? Горючая тема: объективный взгляд на то, почему подорожал бензин, и чего ждать дальше

Горючая тема: объективный взгляд на то, почему подорожал бензин, и чего ждать дальше

Бензин быстро дорожает. Сейчас литр 95-го стоит 43 рубля 38 копеек, это средняя цена по стране. А в середине марта он стоил в среднем 41 рубль 20 копеек. Уже заговорили, что к осени бензин будет стоить чуть ли не 50 рублей. Вряд ли…

Вот как дорожал бензин с 2010 года, практически по линейке. Чуть быстрее, чуть медленнее. Иногда даже дешевел. Но в целом тенденция была очень устойчивой. На этом рынке принципиально ничего не изменилось. Говорят, цены на нефть на мировом рынке растут, поэтому и бензин дорожает.

Но бывали времена, когда нефть стоила 30 долларов за баррель, бывали — когда 130, а тенденция оставалась вот такой. Цена 95-го — плюс два-три рубля за год.

«Ой, какой-то кошмар, 42 рубля 70 копеек дизель», — ужасается водитель. А бензин еще сильнее кусается. 92-й больше 40 рублей. В глазах каждого водителя немой вопрос: а что дальше?

«На пять рублей почти! Ну, на четыре, ладно. За неделю!» — переживает таксист.

Конечно, не за неделю, — топливо стало дорожать с начала мая, но от этого не легче. Даже не таксистам.

Каждый раз, приезжая на заправку, не перестаешь удивляться — куда стремятся цены? 95-й уже 44,85 — почти 45 рублей. Как говорят экономисты, психологическая отметка. И ведь вроде все как обычно — и пистолет такой же, и даже пахнет так же, — почему же он так дорожает? Но вот если бы у жадности был запах, мы бы, конечно, почувствовали разницу.

Впрочем, это тот уникальный случай, когда жадность не порок. Рынок диктует свое. Жадничать вынуждены все — государство, когда повышает акцизы на топливо, потому что нужно наполнять бюджет и, конечно, производители и продавцы бензина и солярки, ведь бизнес в убыток не бизнес. Потребителей, это, конечно, не утешает, и потому все шишки летят в сторону владельцев заправок.

«Есть негатив определенный, который действительно определяется скоростью изменения ценников на АЗС. Но мы только действуем в тех условиях, которые существуют в государстве», — отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Главное условие — ценообразование. В стоимости литра бензина нефть занимает лишь от 6% до 8%. Потом переработка, транспортировка и расходы розничной сети — порядка 25%. На прибыль остается куда меньше 10, потому что примерно 60% — это налоги и акцизы. Вместе с ними меняются и цифры на заправках.

Но это лишь один из факторов нынешнего подорожания. И ответ на вечный вопрос «Кто виноват?» все-таки существует.

«Очень простой ответ — международная интеграция. За последние 20-25 лет весь мир, это не только наша специфика, стал гораздо более сильно связан друг с другом, то есть с одной стороны, мы получили доступ к огромному набору товаров со всего мира, но с другой стороны, стоимость многих услуг потихоньку подтягивается к стоимости, характерной для всего мира, а во всем мире за редким исключением стран типа Венесуэлы, Саудовской Аравии, топливо стоит достаточно дорого», — поясняет доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

И продолжает дорожать. В Европе вслед за ростом мировых цен на нефть — там зависимость куда сильнее, чем у нас — подорожали бензин и солярка. И вот она, международная интеграция в полный рост — у российских производителей возникло логичное желание побольше продать там.

Когда День бабушек и дедушек  в разных странах

«Каждый, кто хочет заработать, он все будет делать для того, чтобы действительно заработать, Если там за один и тот же товар дают дороже, имеется в виду за рубежом или продать тонну нефти или корзину нефтепродуктов, которые можно туда, пользуются спросом там, естественно, этот товар идет туда, где за него больше платят», — рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

А здесь, на внутреннем рынке, возникает угроза дефицита топлива, которая накладывается на сезонный спрос — посевные работы и в поле, и на дачных огородах. Плюс летняя профилактика на нефтеперерабатывающих заводах. В итоге цены ползут вверх.

Впрочем, тут за желающими заработать за счет дополнительного экспорта зорко следит Федеральная антимонопольная служба.

«С 1 июня ожидается повышение пошлины и на нефть, и на нефтепродукты, соответственно, снижается привлекательность экспорта и создается стимул для того, чтобы топливо поставлялось на внутренний рынок», — говорит заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Карающая рука ФАС без сомнения дотянется и до тех, кто попытается создать искусственный дефицит, но здесь не стремятся всех наказать — наоборот, ищут баланс интересов.

«Мы говорим о необходимости дальнейшего совершенствования налоговой системы, сейчас речь идет о целесообразности некоторого снижения акцизов на нефтепродукты и введения механизма гибкого установления акцизов. И вот такой механизм — мы сейчас такие консультации ведем с Минфином — мы надеемся, что он поможет сделать ситуацию на рынке более устойчивой», — поясняет заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Но ведь бензин уже подорожал, а всем известно, что за ним обычно тянется и все остальное — ведь, скажем, продукты в магазины нужно привезти, потратив на топливо больше. Впрочем, экономисты говорят: в этот раз все сложнее. И как ни удивительно, на пользу потребителям, которые традиционно оказываются крайними.

«Мы находимся в достаточно уникальной для российской экономики ситуации, когда мы имеем низкие процентные ставки, наверное, рекордно низкие за всю постсоветскую историю, и имеем рекордно низкую инфляцию. Это связано в том числе с тем, что у нас вступили в действие ограничения по платежеспособному спросу, то есть попытка предприятий поднять цену приводит к тому, что у них падают продажи. Это вынуждает применять экономию на всех этапах, и поэтому ждать сильного роста инфляции за счет стоимости топлива не приходится», — говорит доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

Но это если не произойдет чего-то из ряда вон выходящего, вроде резкого роста тех же нефтяных котировок. А поскольку политика всегда рядом с нефтью — рынок, по словам экспертов — тревожно реагирует на любые заявления. Взять хотя бы решение Соединенных Штатов разорвать ядерную сделку с Ираном.

«Сейчас достаточно сильно накалена обстановка в отношении Ирана. А Иран, это понятно, что один из ключевых поставщиков нефти на мировой рынок. Понятно, что если там пойдут санкции, усиление какой-то неблагоприятной ситуации, то возможно сокращение поставок. Уже в ближайшее время его, в общем-то, ожидают. Естественно, это все подогревает спекулянтов, инвесторов к тому, чтобы разгонять цены вверх. И цены, в том числе на этом геополитическом факторе, сейчас подогреваются, идут вверх», — поясняет директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Как выйти из электронной почты yandex, gmail, mail.ru, rambler на всех устройствах?

Ключевое слово — спекулянты. Торгующие в буквальном смысле воздухом — или нефтяными фьючерсами. То есть контрактами на нефть, которую еще не добыли. Ее вообще столько не добывают. Но система существует так давно, что с ней уже смирились. Клиентам заправок, кажется, тоже ничего другого не остается.

Россия является самой богатой природными ресурсами страной в мире. У нас добывают черный, цветной, полудрагоценные и драгоценные металлы, газ, нефть. Логично предположить, что страна с таким запасом природных ресурсов должна процветать. И уровень жизни населения должен быть высоким. Это, к сожалению, не так.

Мы не ОАЭ и не Катар, где правительство грамотно использует доходы от нефтегазовой промышленности. Более того, у нас, несмотря на то, что страна является одним из крупнейших экспортеров нефти, бензин очень дорогой. Вряд ли автомобилисты со стажем могут вспомнить момент, когда бензин и другое топливо дешевело. Оно только дорожает даже, когда расценки на нефть на мировом рынке падают. Странно и нелогично с учетом того, что нефти у нас в стране очень много. Тем не менее, бензин только дорожает. Мнения большинства экспертов в данном вопросе сходятся. Пора разобраться, почему происходит рост цен на бензин.

Это последствия антикризисных мер правительства

«Когда правительство активно начинает регулировать топливный рынок, это со временем приводит к повышению цен на топливо, что характерно в периоды экономических кризисов. Так было в 1996-м, 2000-м, 2008-м годах. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2014-м году, когда курс рубля резко упал по отношении к евро и доллару. Намерения правительства благие, направлены на то, чтобы предотвратить возникновение дефицита бензина на рынке. И им это удавалось.

Но, со временем, когда ситуация становилась менее обостренной, правительство забывало вернуться к естественному рыночному механизму. Такое происходит и сейчас. В 2015-м году правительство искусственно удерживало цены на бензин на определенном уровне, чтобы он не подорожал резко.

В итоге был и такой период, когда в России стоимость топлива была самой низкой в Европе. Казалось бы, это хорошо. Низкие цены на бензин сделали отечественный рынок неинтересным для иностранных поставщиков топлива. Не весь объем используемого в нашей стране топлива производится в России. Его экспортируют из Финляндии, Белоруссии для регионов СЗО, из некоторых азиатских стран. Из-за низких, непривлекательных цен вышеперечисленные страны перестали поставлять его на отечественный рынок.

Со временем это привело к дефициту, который наблюдается и сейчас. Предложения на рынке мало, а спрос большой. Объемы потребления топлива возросли за последние годы. На этом фоне стоимость повысилась”.

Так ответил, почему в России дорогой бензин Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа.

Во всем виноват экспорт и высокие налоги

«В начале 2018 года повысился налог НДПИ и топливный акциз. Несмотря на то, что правительство подумывает снизить акциз на несколько процентов, это не улучшит ситуацию. Ведь с начала следующего года повышается НДС на 2%, поэтому снижение акциза погоды не делает. Налоги определенно высокие. Причина их повышения — дефицит бюджета. Правительство можно понять с одной стороны, но последствия таких решений негативно сказываются в целом на экономической ситуации.

Экспорт — еще одна причина. На российском рынке производят мало бензина. Нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать черное золото за границу, потому что они быстро получают свою прибыль без дополнительной головной боли. С каждой тонны отправленного за границу топлива Аи-92, получают дополнительные 5990 рублей. Это и является главным мотивом экспортеров”.

Так ответит Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза на вопрос, почему растут цены на бензин.

Никаких резких скачков не будет

«Резких скачков цен на бензин быть не должно. Повышение стоимости связано с увеличением акцизов и инфляцией. По предварительным прогнозам, рост цен на бензин и остальное топливо к концу года будет на уровне инфляции».

Восстановить почту Майл.ру: по номеру телефона и другие способы

Так ответит Александр Новак, министр энергетики РФ, когда его спросили, будет ли дорожать бензин.

Это был единичный скачок цен

«Скачков в ближайшее время можно не ожидать. Почему подниматься бензин стал в начале этого года? Весной 2018 рост цен был обусловлен сразу рядом факторов.

Наконец, нефть начала расти в цене и добралась до отметки 80 $ за баррель, поставила рекорд за последние 3 года. Отечественные нефтедобывающие компании на этом фоне стали активно экспортировать ее, чтобы увеличить долларовую прибыль, оставив совсем немного топлива для внутреннего бензинового рынка, что способствовало возникновению дефицита.

При этом весной спрос на топливо резко возрастает, потому что активнее осуществляются транспортные перевозки, люди начинают пользоваться больше своими личными авто, ездят на дачи, на море, другие поездки. Повысился спрос, но предложения было не так много, и акцизы с налогами поднялись. Производители и продавцы воспользовались этой возможностью, чтобы увеличить стоимость товара. Однако этим быстро заинтересовались в ФАС.

Сейчас ситуация стабилизировалась и до конца года таких резких скачков не предвидится. В июле акцизы планировалось еще раз поднять. Правительство не стало этого делать, чтобы не допустить еще большего роста цен. Было решено уменьшить их на 3000 для тонны бензина”.

Александр Просвиряков, инвест-банкир

Виноват экспорт и отсутствие должного правительственного контроля

«Необходим более жесткий контроль со стороны правительства. Нефть выгоднее продавать, чем оставлять на внутреннем рынке для не очень платежеспособного потребителя. В прошлом году рост цен на внутреннем рынке составил 14,4%. Это в несколько раз больше уровня инфляции.

Высоки риски, что к концу этого года стоимость бензина будет равна 56 рублей. Это приведет к резкому скачку цен на продукты, услуги, чего допускать нельзя в условиях нестабильной экономической ситуации, когда платежеспособность граждан снизилась. Само правительство делает так, чтобы больший объем добываемой нефти уходил на экспорт, не особо интересуясь тем, как дела обстоят на внутреннем рынке.

Сначала необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок, сделав их доступными и качественными, даже, если придется принимать жесткие меры в отношении добывающих компаний. Это может быть внедрение акцизов на экспортируемую нефть и повышение действующих экспортных пошлин”.

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, открыто заявил, что цена на бензин поднимается и это не остановить!

Правительство лишиться существенной статьи дохода

«Почему дорожает бензин в России? Наше государство сильно зависит от природных нефтегазовой промышленности, потому что большая часть поступлений идет именно от продажи этих ресурсов. Налог на добычу природных ископаемых в последние годы несколько раз повышался, как и акцизы на топливо. Отмечается дефицит бюджета.

Санкции, резкое ослабление курса рубля и возникший экономический кризис, ужесточение налоговой политики в отношении бизнеса только обострили ситуацию. Поступления в бюджет сокращаются. И правительство не может лишиться главного источника — нефтегазовой промышленности. Поэтому снижение налогов сейчас для бюджета сродни смерти. Именно налоги влияют на ценообразование бензина. Этим и обусловлен рост цен. 75% от стоимости бензина составляют налоги, который производитель платит в бюджет”.

Дмитрий Махонин, глава управления контроля ТЭК ФАС
Еще читайте про Монетные дворы России, Российской империи, СССР, Москвы, Спб и мира

Про печатную фабрику Гознак можно узнать тут

Императорский монетный двор: http://lopatnik.info/budget/other-budget/imperatorskij-monetnyj-dvor.html
По мнению большинства экспертов, рост цен на бензин продолжиться, но уже не будет таким резким. Снижения цен ожидать не стоит, так как для отечественного рынка явление невозможное. Но и ненужно ждать, когда упадут цены на бензин.

Смотрите видео о том, как Путин объяснил, почему в России растут цены на бензин:

  • 21:15, 17.10.2019
  • UPD: 21:30, 17.10.2019

В Казахстане может подорожать

бензин. На такой шаг правительство пойдёт намеренно, сообщает корреспондент «Хабар 24».

Объясняется это тем, что в бюджете увеличили расходы на социальные выплаты, и теперь эти затраты нужно восполнить; а также тем, что в соседних странах топливо стоит на порядок дороже.

????????? ??????????-????????? 2018-2019 ? ????! ????????????? ?????????-????????

Иван Тулинов, корреспондент:

– Возможно, такие ценники на бензин мы видим последние полтора месяца. 1 декабря каждый вид топлива может подорожать на 10 тенге. Произойдёт это за счёт увеличения акцизов.

Сейчас в каждый литр бензина заложено по 8 тенге акцизной ставки. Её долю Миннацэкономики предлагает увеличить ещё на 10, и в итоге она составит 18 тенге. Глава ведомства уверяет – окончательно ещё не решено – подорожает ли при этом топливо.

Руслан Даленов, министр национальной экономики РК:

– Бензин подорожает или нет, мы это сейчас обсуждаем. Если он пойдёт как сверху акциза, то на процентов 6%, если внутри – то останется прежней. Предельно на 10 тенге может подорожать.

По словам Руслана Даленова, одна из главных причин, по которым требуется увеличить акцизы на бензин, связана с расходами на социальный блок. 45% республиканского бюджета уходит на эту сферу.

Алихан Смаилов, первый заместитель Премьер-Министра – министр финансов РК:

– Расходы социального составляют 5,4 трлн тенге с увеличением на 6,7 миллиардов. С учётом перераспределения затрат, дополнительные средства направлены на выплату адресной социальной помощи в сумме 36,9 миллиардов тенге.

Государство стало больше тратить на выплату адресной социальной помощи и других пособий. Поэтому повышение акцизов можно рассматривать – как способ пополнить бюджет.

Азамат Амрин, директор департамента налоговой и таможенной политики МНЭ РК:

– Увеличение цен на бензин позволит дополнительно собрать в бюджет порядка 50,6 млрд тенге. Все эти деньги пойдут на социальную сферу. Деньги пойдут на социальную сферу, АСП, бесперебойный отопительный сезон и на другие необходимые нужды.

Ещё один повод, вынуждающий идти на неприятные меры, заключается в сохранении риска дефицита топлива, особенно в приграничных районах. В России бензин дороже на 100, в Кыргызстане – на 70 тенге. Поэтому жителям этих государств выгодно заправлять автомобили в Казахстане. Выходит, удерживая цены на бензин на прежнем уровне, государство косвенно субсидирует экономики соседних стран.

Руслан Даленов, министр национальной экономики РК:

– Я считаю, надо комплексно подходить. Двукратный рост – он не укладывается ни у кого в голове. Конечно, всё должно быть соразмерно доходам.

Среди населения есть мнение, что рост цен на бензин – это рост цен буквально на всё. В миннацэкономики это утверждение не опровергают. Эксперты ведомства подсчитали, что увеличение стоимости топлива на 10 тенге вызовет инфляцию в размере 0,35 процента. Экономисты считают такую оценку довольно оптимистичной.

Жангельды Шимшиков, экономист:

– Я не уверен, что инициаторы поступают с точки зрения экономической эффективности нашей страны, и не совсем уверен с точки зрения чистоплотности их взглядов. Мне кажется, что это регулируемый вопрос и без всяких акцизов. Если сейчас поднимут цены, они имеют свойство обратно назад не возвращаться. Бензин подорожает, и тогда уже точно не остановишь цены на хлеб, на мясо, на другое. Потому что подорожание транспортных расходов сразу увеличит себестоимость и цену производимого товара.

Сейчас проект постановления правительства об изменении ставки акцизов на бензин и дизельное топливо находится на обсуждении. У государственных органов и общественности есть полтора месяца, чтобы взвесить все «за» и «против», а также разработать альтернативные варианты. Окончательное решение по бензину будет принято в конце ноября.

Авторы: Иван Тулинов, Адильгазы Толемис, Ербол Даиров

Загрузка ...
It-Blog | SEO-INTERNET-HARDWARE-SOFT
Adblock
detector