sxidd7b6-8b9a-4be4-b58a-edb780027fe7
2019-04-03T15:07:41.466Z
87
16
69803
–>
Работники системы образования всегда находятся под пристальным контролем государства. Какие требования выдвигает система аттестации к ним в 2019 году и что дает ее прохождение, обсудим в материале.
- Что нового в аттестации в 2019 году
- Порядок аттестации
- Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию
- Аттестация педагогических работников
- Вниманию педагогических работников!
- Последние новости
- Темы
- Аттестация работников образования считается регулярной и неукоснительной процедурой. В последнее время порядок аттестации педагогов немного поменялся. Основная цель проверки профессионального уровня сегодня — повышение качества образования в стране. Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту? В чем сущность процедуры?
- Нормативно-правовая база
- Обязательная аттестация
- Добровольная аттестация (аттестация педагогов на высшую категорию)
- Чего ожидать в 2018 году?
Что нового в аттестации в 2019 году
Вопрос об аттестации учителей в 2019 году волнует не только молодых специалистов, ведь каждый год может что-то поменяться в законодательстве и процедуре прохождения аттестации. Новый порядок еще формируется, что вызывает путаницу и волнение у специалистов системы образования. Сильно разнится процедура в регионах, что создает разные условия для ее прохождения для учителей в различных субъектах РФ. Москва и вовсе стоит особняком в этот период изменений, так что о системе аттестации, разрабатываемой здесь, следует поговорить отдельно.
Нововведения коснутся системы образования в целом и каждого профессионального учителя по отдельности. Главная цель новой аттестации педагогов состоит в том, чтобы повысить качество оказания образовательных услуг, внедрить новые современные механизмы стимулирования учителей. Законодатель ставит перед собой задачу прежде всего создать условия для профессионального и личностного роста учителей.
Модель аттестации учителей менялась не раз. Так, за последние два года законодатель провел полное реформирование системы образования. И изменения пока не окончательны.
Вспомним, что еще осенью 2018 года 22 тысячи учителей математики проходили анонимное тестирование, инициированное Рособрнадзором. Почти половина из них не справилась с заданиями, а некоторые учителя буквально бойкотировали сдачу. После этого неудачного эксперимента министр просвещения Ольга Васильева встала на защиту учителей, которые не справились с заданиями Рособрнадзора.
Новые инициативы чиновников пока носят характер проекта. В ближайшее время будет поступать новая информация о форме аттестации и применении на практике ее результатов. Пока законодатель остановился на общих моментах.
Изменения в аттестации учителей коснутся не только тех специалистов, у кого истек 5-летний срок переаттестации, но и тех, кто хочет выйти на новый уровень. Теперь учителя будут проходить национальный квалификационный тест (далее — НКТ). Он состоит из вопросов по учебной дисциплине, а также методике преподавания, этике и психологии. Вопросы по предмету составляют 70 % от всего тестирования. Кроме изменения должности, результаты НКТ станут критерием назначения размера оклада для специалистов.
Еще одним нововведением в аттестации учителей в 2019 году будет возможность получить продвижение сразу через несколько категорий и пройти процедуру тестирования по желанию раньше, чем до этого, когда от учителя требовалось добиться определенных достижений.
Основанием для аттестации станут не только конкретные достижения учеников этого учителя, а прогресс самого педагога: его активность и эффективная работа. Рейтинг учитель будет зарабатывать в период между двумя тестированиями. Модель аттестации педагогов предусматривает, что учитель продемонстрирует концептуальные методические подходы к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
В марте 2019 года появилось сообщение, что до 2024 года следует ожидать появления центров повышения квалификации учителей во всех регионах страны. Таковы условия реализации федерального проекта «Учитель будущего» и национального проекта «Образование». Об этом рассказала директор департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Министерства просвещения РФ Анна Владимировна Хамардюк.
Центры войдут в структуру по оценке и повышению квалификации учителей.
Порядок аттестации
Для прохождения аттестации учителю нужно подготовить обязательные документы:
- заявление;
- копию аттестационного листа, если учителю раньше уже была присуждена квалификация;
- копию диплома об образовании;
- документы о повышении квалификации;
- информационную карту с результатами деятельности педагога;
- профессиональное портфолио учителя (аттестационный документ, который учитель создает самостоятельно в личное время);
- характеристику с места работы;
- копию или подлинник документа об изменении фамилии, если в документах они не совпадают.
Ранее был введен пробный способ прохождения аттестация педагогов в 2019 году. Пробная аттестация, позднее незначительно измененная законодателем, состояла из трех этапов: профессиональной задачи, видеоурока или его части, а также кейса.
Позднее формат был изменен (см. резолюцию Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей» от 9 ноября 2018 года). Во время своего выступления на конференции министр просвещения РФ Васильева О. Ю. сообщила, что окончательно модель аттестации учителей утвердится после широкого общественного обсуждения. На 2019 год намечены пробные мероприятия и подготовка законодательных актов, а 2020 год станет годом внедрения новой системы аттестации учителей на основе ЕФОМ.
Законодатель рассматривал возможность ввода такого критерия оценки учителя, как мнение учеников о деятельности работника образования, но в итоге отказался от этой перспективы. Также был пересмотрен формат видеоурока. Многим учителям такой формат оказался недоступен, он требовал навыков монтажа и наличия оборудования. Не в последнюю очередь помешало и то, что не все родители соглашаются на видеофиксацию своих детей.
Законодатель указал, что пока аттестация будет необязательной, но с 2020 года эта ситуация изменится. Появятся два вида аттестации: добровольная и обязательная. Обязательную аттестацию будут проходить молодые специалисты — выпускники вузов — для вхождения в профессию. Затем через 2 года специалист сферы образования будет проходить аттестацию на соответствие должности с необходимостью впоследствии подтверждать свой статус каждые пять лет.
Таким образом, обозначены виды аттестации учителей:
- молодой специалист;
- соответствие занимаемой должности;
- аттестация на категорию.
Категории учителей предусматривают карьерный рост по горизонтали: первая и высшая квалификационные категории, а также на должностях «старшего учителя» (методиста) и «ведущего учителя» (наставника). Оплачиваться труд старшего и ведущего учителя будет по повышенной ставке. Вторая квалификационная категория теперь не применяется.
Апробация аттестации педагогов будет проходить постепенно, в течение пяти лет, приобретая отдельные особенности в регионах.
Отметим также, что все ранее присвоенные категории и результаты аттестаций будут сохраняться на срок, указанный в документах, полученных ранее.
Что будет с теми, кто не пройдет аттестацию
Некоторые опытные работники системы образования относятся к изменениям настороженно. Новая форма аттестации учителей, как кажется на первый взгляд, стала сложнее. Также опасения вызывает у педагогов перспектива не пройти аттестацию.
Новая аттестация учителей в 2019 году не ставит своей целью увольнение педагога, не прошедшего аттестацию. Низкие результаты аттестации станут основанием для педагога уделить внимание своему профессиональному развитию. Повысить результаты помогут специальные обучающие курсы при институтах повышения квалификации.
Провалившему аттестацию на соответствие занимаемой должности учителю придется пройти обучение и позднее вновь сдать тест. При отсутствии подтверждения квалификации учителю по возможности предложат другую должность. В крайнем случае ему придется приостановить свою деятельность и уволиться по соответствующей статье Трудового кодекса РФ.
Если же не пройдена дополнительная аттестация, комиссия выносит решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории». В этом случае учитель либо остается без категории, если ранее ему не присуждалась квалификация, либо сохраняет предыдущую квалификационную категорию. В дальнейшем работник сферы образования сможет вновь попытаться пройти аттестацию, доведя свой профессионализм до требуемого уровня.
Аттестация учителей в 2019 году должна стать прозрачной процедурой, отвечающей потребностям всех сторон: системы образования в целом, учеников и учителей. Молодым специалистам она позволит добиться карьерного роста без необходимости преодолевать стандартные требования. Размер оплаты труда теперь будет отличаться на десятки тысяч рублей для различных квалификационных категорий, что не может не заинтересовать опытных учителей, ранее избегавших участия в прохождении аттестации.
87
Читайте также
2019-04-03T15:07:41.466Z
87
16
69803
–>
–> 87
16
–> Подписаться
–>
Аттестация педагогических работников
Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей).Основными задачами аттестации являются:
•стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;•повышение эффективности и качества педагогического труда;•выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;•учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;•определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;•обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Уважаемые педагоги! Прием заявлений на аттестацию в 2018-2019 учебном году
Инструкции по работе с модулем “Аттестация” в МРКО:
Уважаемые педагоги! В бумажном виде документы на аттестацию не принимаются! |
Решение заседания Городской Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационных категорий от 29 мая 2019 года
Решение заседания Городской Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационных категорий от 26 декабря 2018 года
Решение заседания Городской Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационных категорий от 31 октября 2018 года
Решение заседания Городской Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационных категорий от 26 сентября 2018 года
Решение заседания Городской Аттестационной комиссии по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационных категорий от 28 марта 2018 года
- Вопросы по процедуре аттестации можно задать по телефону отдела сопровождения аттестации: 8-499-653-97-78, либо по электронной почте: att@mcko.ru.
Последняя дата отправки заявления на рассмотрение в ГАК | Заседания ГАК |
25 августа 2019 | сентябрь 2019 |
25 сентября 2019 | октябрь 2019 |
25 октября 2019 | ноябрь 2019 |
25 ноября 2019 | декабрь 2019 |
25 декабря 2019 | январь 2020 |
25 января 2020 | февраль 2020 |
25 февраля 2020 | март 2020 |
25 марта 2020 | апрель 2020 |
25 апреля 2020 | май 2020 |
Вниманию педагогических работников!
График заседаний Городской аттестационной комиссии (ГАК) на каждый учебный год утверждается приказом Департамента образования города Москвы ежегодно.
Обращаем внимание, что в соответствии с Порядком аттестации и Разъяснениями по применению порядка:
- заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;
- продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней;
- продолжительность аттестации исчисляется 60 днями до даты заседания аттестационной комиссии, на которую распределен педагог.
Пример определения сроков аттестации:
Таким образом, подачу заявления на очередную аттестацию целесообразно осуществлять не ранее, чем за 3-4 месяца до окончания срока аттестации.
График заседаний Городской аттестационной комиссии:
№ п/п | месяц | 2019-2020 уч. г. утв. приказом ДОгМ от 29.08.2019 № 314 |
на 2020-2021 уч. г. | 2016-2017 уч. г. | 2017-2018 уч. г. |
1. | сентябрь | 25.09.2019 |
30.09.2020 |
2. | октябрь | 30.10.2019 |
28.10.2020 |
3. | ноябрь | 27.11.2019 |
25.11.2020 |
4. | декабрь | 25.12.2019 |
30.12.2020 |
5. | январь | 29.01.2020 |
27.01.2021 |
6. | февраль | 26.02.2020 |
24.02.2021 |
7. | март | 25.03.2020 |
31.03.2021 |
8. | апрель | 29.04.2020 |
28.04.2021 |
9. | май | 27.05.2020 |
26.05.2021 |
Последние новости
-
Прогнозирование результатов диагностики на основе объективной оценки учебных достижений
-
“Вечерняя Москва”: Разработана новая диагностика для школьников
-
Московским школьникам расскажут о цифровой грамотности
Темы
Аттестация работников образования считается регулярной и неукоснительной процедурой. В последнее время порядок аттестации педагогов немного поменялся. Основная цель проверки профессионального уровня сегодня — повышение качества образования в стране. Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту? В чем сущность процедуры?
Алина Ульянова
Jun 29, 2017 · 5 min read
Отметим, что аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Для российских педагогов современными правилами предусмотрено два типа аттестаций: обязательная и добровольная.
Обязательная аттестация касается всех педагогов и обеспечивает поддержание уровня образования, которое уже имеется.
С помощью добровольной — педагог может добиться повышения своей квалификации, а также профессионального роста. Добровольная аттестация будет интересна, в первую очередь, тем работникам, которые преследуют цель повышения заработной платы.
Последние изменения в законодательстве
говорят о том, что аттестация учителей должна проходить в два этапа:
- Первый этап представляет собой получение категории, соответствующей профессии.
Внимание!
Для сдачи аттестации на категорию, педагог уже должен иметь какую-то из них.
- Следующий этап подразумевает подтверждение навыков, соответствующих занимаемой должности. На данном этапе проверяются методики общения с детьми, а также профессиональные качества педагога.
Отметим, что ранее педагоги, желавшие получать более высокую заработную плату, обращались в районный отдел образования с заявлением о присвоении квалификации. Сейчас данная процедура проводится образовательными органами на уровне субъектов РФ.
Согласно законодательству педагог обязан переаттестовываться с периодичностью раз в пять лет. Если педагог не смог подтвердить имеющийся разряд, полученная ранее квалификация аннулируется.
Квалификационный уровень педагога повышается после решения специально созванной комиссии, членами которой оцениваются компетентности педагога, а также его способности работать с детьми.
Нормативно-правовая база
В 2017 году аттестация педагогических работников проводится на основании следующих законодательных актов:
- ФЗ «Об образовании в РФ»
; - Приказ Министерства образования и науки РФ №276
; - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544 н
.
Обязательная аттестация
Итак, обязательная аттестация педагогов, как упоминалось ранее, проводиться каждые пять лет. Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии и в присутствии аттестуемого. Она считается правомочной, если на заседании присутствует не менее чем две трети от общего количества участников комиссии.
Внимание!
Если аттестуемый не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.
Для проведения аттестации руководителю следует подать в аттестационную комиссию представление на сотрудника. При этом руководитель обязан ознакомить с ним педагога за тридцать дней до процедуры.
По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует ли педагог занимаемой должности или нет.
Отметим, что итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, подписанном членами комиссии. В течение двух дней после успешного прохождения аттестации секретарь комиссии оформляет выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре и ее результатах.
Образовательная организация обязана ознакомить работника с данной выпиской под роспись в течение 3 дней после ее формирования. Затем выписка заносится в личное дело работника.
Внимание!
Унифицированной формы протокола законодательством не предусмотрено. Шаблон протокола вы сможете найти в нашей системе.
Не распространяется аттестация на:
- беременных женщин;
- педагогов с квалификационной категорией;
- педагогов, проработавших в сфере образования менее двух лет;
- работников, которые находятся в декретном отпуске на момент проверки педагогических знаний (для них аттестация проходит по истечение двух лет с момента выхода на работу);
- педагогов, которые свыше четырех месяцев отсутствуют на работе по причине болезни (для них аттестация проходит по истечение одного года с момента выхода на работу).
Добровольная аттестация (аттестация педагогов на высшую категорию)
Отметим, что по итогам такой аттестации педагогу присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на пять лет и не подлежит продлению.
Для того, чтобы добровольно пройти аттестацию, педагог должен написать заявление об этом в адрес руководителя своей организации.
Внимание!
Получить высшую квалификационную категорию сегодня можно только после сдачи квалификационных экзаменов. Для получения данной категории требуется наличие авторской методики, опубликованной в научно-методических или иных изданиях.
Педагогам с высшей квалификационной категорией не предоставляется возможности ее повышать, поэтому они лишь подтверждают ее.
Нюансы заявления на аттестацию
Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать в себе наименование (формулировку) квалификационных категорий или должностей, на которые претендует педагог.
Данный документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы педагога в образовательной организации.
Однако если работник будет аттестоваться на высшую категорию впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после двух лет с момента получения первой категории.
Заявление изучается комиссией в течение тридцати дней с момента их получения.
Список документов, необходимых для данного вида аттестации:
- заявление с подписью аттестуемого;
- копия результата предыдущей аттестации;
- копия диплома о среднем или высшем профессиональном педагогическом образовании;
- копия, подтверждающая присуждение первой или высшей квалификационной категории (если таковые есть);
- копия документов о смене фамилии (если изменение фамилии имело место);
- cопроводительное письмо(характеристика) c места работы.
Внимание!
Согласно законодательству при аттестации педагогов следует учитывать, что неполучение ими дополнительного профессионального образования не может служить основанием для отказа в установлении квалификационной категории.
Чего ожидать в 2018 году?
В целях повышения качества преподавания в Рособрнадзоре разрабатывается новая модель аттестации педагогов.
По словам заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, подобные меры направлены на уменьшение количества слабых педагогов.
Результаты проверок ВПР и ЕГЭ показали, что некоторые учителя завышают отметки. Анзор Музаев считает, что причина кроется в недостаточных знаниях педагога.
Прогнозируемая модель проверки будет состоять из трех блоков:
- проверка знаний по предмету;
- проверка педагогических навыков;
- проверка психологических характеристик.
Данная модель, по словам чиновников, может позволить определить уровень знаний педагога, а также его умение подать материал. Уже известно, что такая аттестация педагогов будет проходить раз в четыре года.
Отметим, что пока еще такая модель аттестации находится в стадии разработки. Однако уже многие положения вызывают недовольство у педагогов. Например, при аттестации работников хотят ввести написание эссе, но при этом нет уверенности в объективной оценке, так как отсутствуют четкие критерии.
И самое важное, если педагог не пройдет такую аттестацию, в Рособрнадзоре предлагают направить его на повышение квалификации.
Несмотря на ужесточение изменений законодательства, можно надеяться, что такой подход к подбору педагогических работников поможет улучшить качество образования в целом. А как считаете вы? Как проходит аттестация в вашем регионе?
Еще больше материалов, в том числе образцы необходимых локальных актов (Положение об аттестации, Приказ о создании комиссии по аттестации и др.), вы найдете в нашей системе «Директория».
Здесь
вы сможете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.