почему нужно вводить в школах второй иностранный язык?

Статьи
Линия УМК Шацких. Французский язык как второй иностранный (5-9)
Психология и педагогика

На просторах Интернета с завидной регулярностью появляются новости, касаемые «добавления» преподавания второго иностранного языка в общеобразовательных учреждениях. Обещается, что с 2019 года для всех учащихся обязательным станет английский язык, который появится в программе уже у первоклашек. После перехода в пятый класс школьникам нужно будет выбрать второй язык.
16 октября 2018

Однако тут же появляются и опровержения, что, наоборот, второй язык не добавят, а исключат из программы. Какой информации верить, каких изменений ждать в новом учебном году – разбираемся вместе.

Карл I Великий:
«Владеть вторым языком, значит владеть второй душой»

Появление второго языка в программе обучения – не новость. Учебные заведения с гуманитарным уклоном уже давно практикуют изучение нескольких языков. Разница лишь в том, что о таком положении вещей заранее знают и ученики, и учителя.

Также, три года назад, когда Министерство образования расширило практику изучения иностранных языков, большинство элитных гимназий и лицеев с радостью подхватило эту инициативу. Однако тогда “решение о языках” носило исключительно рекомендательный характер и оставляло право выбора за каждым учебным заведением.

Как и у всякого новшества, на введение в программу второго языка отреагировали по-разному. Одни родители обрадовались изучению дополнительного языка, другие же посчитали, что детей слишком перегружают. Среди недовольных также были, например, родители учеников, обучающихся в классах с математическим уклоном – мол, дополнительный язык отвлекает и в некоторой степени рушит саму идею специализированных классов.

Стоит учитывать, что добавить ни с того ни с сего занятия в расписания учащихся нельзя. Существуют нормы загруженности учеников (23 учебных часа в неделю при пятидневке/26 часов в неделю при шестидневном обучении), и втиснуть предмет в расписание, не нарушив их или не “пожертвовав” другим предметом, невозможно. Если же мы говорим о классах с ориентированностью на определенный предмет, то подобная потеря профильного предмета ведёт к уничтожению сути углублённого изучения.

Ещё одной проблемой в данном вопросе стала очевидная нехватка преподавателей. Не во всех школах есть учителя английского языка с должной квалификацией, а уж преподавателей других иностранных языков найти ещё сложнее. В данном случае туго придётся небольшим городам. Ведь если внедрение второго языка “пройдёт” по всем учебным учреждениям, то новшество затронет все “города и веси”.

Содержание
  1. Введение второго языка
  2. А что учителя?
  3. Минусы второго иностранного
  4. Для школьников изучение второго иностранного языка перестанет быть обязательным.
  5. Минобразования пыталось сделать из российских школьников полиглотов
  6. Тогда в дополнение к английскому было предложено постигать азы немецкого, французского, испанского или китайского. Все школы начали реализовывать требования федерального государственного стандарта и включили дополнительные часы в образовательные программы. С тех пор в портфелях учащихся, начиная с пятых классов, появилось еще одно учебное пособие.
  7. Такое нововведение вызвало большой резонанс в образовательных кругах и среди родителей. С одной стороны говорили о том, что это хорошая возможность расширять кругозор, развивать мышление и память, а с другой – считали, что современные школьники итак имеют достаточно серьезную учебную нагрузку и еще большее ее усиление может сыграть злую шутку и привести к плачевным последствиям.
  8. В школах уберут обязательное изучение второго иностранного языка
  9. Второй иностранный язык больше не будет обязательным для изучения в школах. Как сообщает РИА «Новости», об этом заявил заместитель министра просвещения Павел Зенькович . По его словам, на сегодняшний день общественные обсуждения проходит проект обновленных образовательных стандартов, направленный на снижение нагрузки для школьников. Поэтому в новой редакции второй иностранный язык получит статус «рекомендованного».
  10. Связано такое решение не только с бессмысленной повышенной нагрузкой на учащихся, но и с тем, что во многих российских школах на данный момент нет методической возможности полноценно преподавать еще один язык. Да и преподавателей иностранных языков, готовых работать в школах, не так легко найти. В таких условиях наличие этого предмета как обязательного в расписании занятий стало лишь формальностью.
  11. Отмена обязательного изучения второго иностранного языка: плюсы и минусы
  12. Любое нововведение в федеральный государственный образовательный стандарт всегда подвергается бурному обсуждению в образовательных кругах, среди школьников и родителей. Кто-то поддерживает новшества, считая, что образование не должно стоять на месте, а кто-то опасается, что они могут пойти во вред.
  13. В том, что в общеобразовательных учреждениях будет отменено обязательное изучение второго иностранного языка, преимуществ, конечно больше. Среди них:
  14. сокращение нагрузки на школьников, большую часть своего времени вынужденных проводить за учебниками;
  15. увеличение свободного времени, которое можно потратить на творчество или спорт, что тоже весьма полезно для подрастающего поколения;
  16. благотворное влияние на психико-эмоциональное состояние детей и подростков;
  17. возможность более глубокого изучения одного обязательного иностранного языка, чаще всего английского.
  18. Есть, конечно, и минусы. Главный среди них – отсутствие возможности развиваться, изучая языки, владение которыми в будущем обязательно пригодится. Но полиглотами стать никогда не поздно – у детей для этого вся жизнь впереди.
  19. ПэЭс: Судя по отзывам моих сотрудниц,обучение современных детей в их школах(гимназиях) одному из языков сводится к тупому прослушиванию дисков с програмным материалом на уроке,иногда с песнями или рассказами,думаю,вряд ли кто-то из детей что-то освоит без дополнительного обучения, и крайне любопытно как будущие выпускники будут сдавать обязательный ЕГЭ по иностранному о котором в последнее время говорят в верхах достаточно часто..
Звуки уведомлений о новых сообщениях скачать и слушать онлайн

Введение второго языка

На данный момент Министерство образования и науки РФ отложило переход “двуязычной” программы на 2019/2020 учебный год. В 2018/2019 учебном году введение второго языка стало обязательным для образовательных учреждений и классов с соответствующим филологическим уклоном. Данный вопрос руководство школы обсуждают вместе с родителями, причём рекомендовано вводить язык согласно интересам учеников, выяснив общее мнение посредством опроса.

Новая программа затронет учеников только младше шестого класса. Школьники, которые на момент введения второго языка переведутся в 6-й класс, будут учиться по прежней одноязычной системе. Для младших классов действует следующий принцип: в первом классе школьники изучают один иностранный язык, второй же появится в пятом классе. Такое распределение поможет неплохо освоить первый иностранный и, пользуясь почерпнутыми от него знаниями, начать изучать второй.


Французский язык как второй иностранный. 7 класс. Рабочая тетрадь с контрольными работами и текстами для чтения
Купить

Более того, несмотря на все рассуждения и распоряжения ситуация по обязательному введению двух языков так и осталась туманной. Например, недавно министр образования Российской Федерации Ольга Васильева говорила о том, что повсеместное введение второго языка в школах нежелательно. Показатели даже по русскому языку оставляют желать лучшего, что уж говорить о нескольких дополнительных иностранных. Таким образом, на данный момент решение вопросов о преподаваемых предметах ложится на плечи руководства школы, педагогов и родителей учеников.

А что учителя?

А как относятся к предполагаемому нововведению педагоги? Среди отмеченных положительных сторон особо выделяется перспектива больших возможностей (благодаря изучению нескольких языков) для самих школьников. Новые языки – это возможность не просто посещать другие страны и чувствовать там себя свободно, но и возможность учиться и работать за рубежом. Особым плюсом является бесплатное обучение в странах Европы, если преподавание проходит на государственном языке. Это превосходный мотиватор для изучения немецкого, французского, испанского и других языков. Изучение менее популярных (в школьном преподавании) языков также приводит к отличному результату. Сочетание владения языками “английский + “экзотический” является весьма успешным, так как специалисты с таким “набором” пока ещё редкость. Хотя уже на сегодняшний день более двух тысяч дальневосточных школьников изучают китайский язык (да и в столице России китайский преподаётся в 75 школах), ученики из Казани практикуют изучение турецкого, а татарские школьники сделали выбор в пользу арабского.

Также полезным представляется изучение второго языка для общей ситуации в отношении российской лингводидактической школы. Когда-то наша германистика была одной из сильнейших в мире, но на сегодняшний день она практически перестала существовать. Происходит это из-за того, что в школах основное внимание в изучении иностранного языка приходится на английский.

К тому же учебная практика во всём мире показывает, что изучение лишь одного иностранного языка не практикуется в развитых странах мира. Во многих школах Европы изучают три языка: английский преподаётся обязательно, в средней школе добавляют второй язык, ну а в старших вводится ещё и третий иностранный. В Украине с 2018 года ввели подобное новшество – теперь первоклассники будут изучать один иностранный язык, а с пятого класса школьников настигнет и второй дополнительный.

Для утешения запаниковавших родителей приведём несколько аргументов “за” изучение нескольких иностранных языков. Например, давно доказано, что изучение любого “чужеродного” языка – это отличная задачка, тренирующая наш мозг. Стимуляция памяти, расширение кругозора (ведь учить другой язык – это способ познать другой мир), “зарядка” для интеллекта в целом – всё это позволяет достичь изучение других языков.

Стоит также упомянуть, что второй язык изучается гораздо легче и быстрее, чем первый. Эмпирически доказано, что переводчики, делающие переводы с одного языка на другой (оба языка иностранные), не испытывают перегрузок, их мозг уже работает по-другому, позволяя мыслить иначе и оперативнее.

Гороскоп от астролога Тамара Глоба для всех знаков зодиака

Минусы второго иностранного

Однако отметим и отрицательные стороны введения второго иностранного языка. Помимо логичного увеличения нагрузки (от которой и так уже горестно вздыхают школьники, а также их родители) для всех учеников существует такой момент, как индивидуальная склонность к определённого рода дисциплинам. Например, если ребёнок претерпевает неудачи в гуманитарных науках, то второй иностранный для него – это дополнительные затраты, как умственные, так и материальные (в случае крайнего неуспеха с языком родителям придётся нанимать репетитора), лишнее время и стресс. Снова поднимается вопрос об актуальности второго языка для учеников спецшкол, выбирающих себе негуманитарное образование.

Дополнительная нагрузка коснётся не только учеников, но и учителей. Стоит учитывать, что нехватка кадров обязательно отразится на качестве преподавания. Даже в крупных городах человек с достойным уровнем владения иностранным языком скорее согласится работать переводчиком, чем пойдёт в школу, где заработная плата в разы меньше. О сёлах и деревнях не приходится даже и говорить.

Ко всему прочему, ложкой дёгтя становятся и учебники по иностранному языку. Существует немало адаптированных учебников, по которым школьники могут готовиться даже к сдаче единого государственного экзамена. Однако подобные книги, адаптированные либо нацеленные на сдачу ЕГЭ, не являются лучшим выбором для изучения языка. Давно признано, что лучше всего материал изложен в книгах зарубежных издательств. Тут и наступает замкнутый круг: для обучения лучше выбирать зарубежные книги, но по ним трудно готовиться к ЕГЭ. Адаптированные же учебники позволят сдать экзамен, однако качество грамматики и разговорной речи при этом пострадает.

Отдельной проблемой станет введение второго иностранного языка в региональных учебных заведениях. Там, где школьники уже изучают русский, свой национальный и английский языки, добавление ещё одного иностранного будет подобно такому “граниту науки”, об который можно сломать все зубы. Многие учителя отмечают, что и на современном этапе с тремя языками многим детям сложно учиться. Высокие баллы получает немногочисленная группа учеников, поэтому говорить о внедрении дополнительного иностранного языка в регионах однозначно рано.

Итак, введения второго иностранного языка в 2018/2019 учебном году во всех общеобразовательных учреждениях на обязательных условиях не будет. Поэтому нам остаётся лишь держать “руку на пульсе” тех новшеств, которые готовит нам Министерство образования и науки, и надеяться, что все предложенные инициативы ведут к лучшему.


Немецкий язык как второй иностранный. 6 класс. Рабочая тетрадь
Купить

Для школьников изучение второго иностранного языка перестанет быть обязательным.

Минобразования пыталось сделать из российских школьников полиглотов

Тогда в дополнение к английскому было предложено постигать азы немецкого, французского, испанского или китайского. Все школы начали реализовывать требования федерального государственного стандарта и включили дополнительные часы в образовательные программы. С тех пор в портфелях учащихся, начиная с пятых классов, появилось еще одно учебное пособие.

Такое нововведение вызвало большой резонанс в образовательных кругах и среди родителей. С одной стороны говорили о том, что это хорошая возможность расширять кругозор, развивать мышление и память, а с другой – считали, что современные школьники итак имеют достаточно серьезную учебную нагрузку и еще большее ее усиление может сыграть злую шутку и привести к плачевным последствиям.

В школах уберут обязательное изучение второго иностранного языка

Второй иностранный язык больше не будет обязательным для изучения в школах. Как сообщает РИА «Новости», об этом заявил заместитель министра просвещения Павел Зенькович

. По его словам, на сегодняшний день общественные обсуждения проходит проект обновленных образовательных стандартов, направленный на снижение нагрузки для школьников. Поэтому в новой редакции второй иностранный язык получит статус «рекомендованного».

Связано такое решение не только с бессмысленной повышенной нагрузкой на учащихся, но и с тем, что во многих российских школах на данный момент нет методической возможности полноценно преподавать еще один язык. Да и преподавателей иностранных языков, готовых работать в школах, не так легко найти. В таких условиях наличие этого предмета как обязательного в расписании занятий стало лишь формальностью.

Отмена обязательного изучения второго иностранного языка: плюсы и минусы

Любое нововведение в федеральный государственный образовательный стандарт всегда подвергается бурному обсуждению в образовательных кругах, среди школьников и родителей. Кто-то поддерживает новшества, считая, что образование не должно стоять на месте, а кто-то опасается, что они могут пойти во вред.

В том, что в общеобразовательных учреждениях будет отменено обязательное изучение второго иностранного языка, преимуществ, конечно больше. Среди них:

  • сокращение нагрузки на школьников, большую часть своего времени вынужденных проводить за учебниками;

  • увеличение свободного времени, которое можно потратить на творчество или спорт, что тоже весьма полезно для подрастающего поколения;

  • благотворное влияние на психико-эмоциональное состояние детей и подростков;

  • возможность более глубокого изучения одного обязательного иностранного языка, чаще всего английского.

Есть, конечно, и минусы. Главный среди них – отсутствие возможности развиваться, изучая языки, владение которыми в будущем обязательно пригодится. Но полиглотами стать никогда не поздно – у детей для этого вся жизнь впереди.

Бегом в школу

КАК ПЕРЕСЛАТЬ СООБЩЕНИЕ В ВАТСАПЕ ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ

ПэЭс: Судя по отзывам моих сотрудниц,обучение современных детей в их школах(гимназиях) одному из языков сводится к тупому прослушиванию дисков с програмным материалом на уроке,иногда с песнями или рассказами,думаю,вряд ли кто-то из детей что-то освоит без дополнительного обучения, и крайне любопытно как будущие выпускники будут сдавать обязательный ЕГЭ по иностранному о котором в последнее время говорят в верхах достаточно часто..

Источник ➝

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

[pp_imgslider srcs=”https://thequestion.ru/,https://thequestion.ru/”][pp_imgslider srcs=”https://thequestion.ru/,https://thequestion.ru/”]Гаврил Петров7 мая 12:31.
218

Образование

” class=”question__header-menu no-cover”>

Ответить
Ответить
Комментировать
Подписаться

4 ответа

Юра Ситников5 месяцев назад

Пользователь TheQuestion

Не нужно не второй, не третий, ни десятый язык вводить. Нужно, что бы русский язык знали, хотя бы на 3+. Нужно что бы знали литературу и историю своего государства, что бы считать умели, что бы гипотенузу от катета отличали, шар от сферы. 

Школьный курс иностранных языков- полная лажа. Ни произношения, ни словарного запаса, ни понимания построения он не даёт. 

Что бы нормально говорить на иностранном языке, понимать диалекты, устойчивые фразы, термины нужно общаться с носителем языка, желательно не с одним. 

Для абсолютного большинства это не возможно, не нужно и не интересно. 

В период взрослой жизни человек при желании базовый курс иностранного языка освоит за 1-2 года. При этом он будет знать зачем ему это нужно и какой язык ему нужен. 

Факультатив но можно ввести хоть двести языков, не забирая часы у других

ДРУГИЕ ОТВЕТЫ АВТОРА
Кажется ли вам мерзкой позиция в полемике, когда говоря о преступлениях фашистов в СССР, одновременно упоминают и о случаях бесчинств красноармейцев по отношению к немецкому населению?Почему, если еврей хочет жениться только на еврейке, то это нормально, а если русский хочет жениться исключительно на русской — это расизм?Как лечат больных в психиатрических больницах в России?

5
-2

” class=”answer__menu”>

Александр Зиберов5 месяцев назад

Виртуальное правительство интернета Должность-.Генеральный прокурор.

Для очковтирательства))  Больше не для чего. Только поддержать “имидж” и только для внутрироссийского пиара. Среднестатистический российский выпускник средней школы трех слов по английски связать не может, куда ему ещё французский? Нынешняя РФ это глобальная Потемкинская деревня, полное повторение СССР образца 40го года. Ничего другого правительство не смогло изобрести))

ДРУГИЕ ОТВЕТЫ АВТОРА
Почему почти все звезды российской эстрады продались власти?Почему народ умнее власти?Почему Россия всегда лупила турок, прусаков и остальных, которые лупили весь мир? Что в нас такое есть?Только не надо про патриотизм и особую миссию народа?

3
-2

” class=”answer__menu”>

Семен Володар5 месяцев назад

Пользователь TheQuestion

” class=”answer__menu”>

Михаил Лялин5 месяцев назад

Пользователь TheQuestion

АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

потому что изучение и знание иностранных языков расширяет кругозор, повышает уровень зарплаты и снижает ксенофобию в обществе

да и учить иностранные языки совсем не сложно

-1

” class=”answer__menu”>

Ответить

Рейтинг вопросов за день
1

Не испытываю радости, восторга, ничего не восхищает и не удивляет уже несколько лет, всё кажется обыденным и неинтересным. Что делать?

2

Откуда вообще в природе берутся вирусы и можно ли от них избавиться насовсем?

3

Как сбежать от дня сурка?

4

Как избавиться от игровой и азартной зависимости? Dota окончательно уничтожила мою нервную систему, но я не могу не играть в неё, и даже желания нет прекращать. Как освободиться?

5

Есть ли какой-нибудь сайт (необязательно русский) с общественной статистикой по типу: что люди любят, предпочитают, о чём разговаривают?

Образовательная программа образовательной организации разрабатывается на уровень образования и учебный план, как неотъемлемая часть образовательной программы, также составляется на уровень образования. Однако практика показывает, что ежегодно в учебном плане что-то изменяется, дополняется.

Модные осенние луки 2019 на каждый день — фото идеи лучших осенних сочетаний

В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214.

Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

pen

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

В соответствии с ФГОС ООО изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить:

  • приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
  • осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
  • формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
  • расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
  • достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.

Напомним, что на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ приводится примерный учебный план с изучением второго иностранного языка.

Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)

Необходимо отметить, что предметная область “Филология” уже не существует с декабря 2015 года, однако разработчики примерных основных образательных программ до сих пор не внесли изменения! Обратите на данный момент внимание (подробно было рассказано об этом в выпуске от 15.11.2017).

Примерный недельный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы;
  • план комплектования классов.

pen

Учебный план образовательной организации может также составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.

Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.).

В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией (уроки, практикумы, проектные задания, исследовательские модули, тренинги, погружения, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и пр.).

?

Напомним, что Минобрнауки России ещё в 2015 году (письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08–1228 «О направлении рекомендаций») указывало на то, что стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.

При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе. Однако в 2016 году указанное письмо было отозвано с исполнения и дополнительных разъяснений более не направлялось. На сегодняшний день по вопросу изучения второго иностранного языка как обязательного указано в письме, с которого начиналась данная статья.

  • 01.09.2018
  •   Все консультации автора
Рейтинг
( Пока оценок нет )
/ автор статьи
Загрузка ...
It-Blog | SEO-INTERNET-HARDWARE-SOFT
Adblock
detector