Современные новостройки — дорогое жилье, даже в бюджетном сегменте цена новой недвижимости на 20-30% выше, чем сопоставимое по площади жилье в здании советской постройки. Поэтому часть покупателей склоняются к приобретению квартиры у собственников. Такой рынок жилья называется вторичным. Документы при покупке квартиры-вторички до 2018 года постройки отличаются от перечня бумаг, необходимых для приобретения новостройки.
Порядок оформления покупки жилья на вторичном рынке
При сделке по приобретению жилья на вторичном рынке особое значение имеет порядок оформления покупки квартиры. Ошибка на одном из этапов сделки часто приводит к потерям денежных средств, бюрократическим проволочкам, увеличению времени ожидания перевода жилья в собственность нового владельца. Чтобы избежать этих последствий, необходимо при купле-продаже квартиры придерживаться правильного алгоритма:
- Определить доступное количество денежных средств и выбрать подходящую недвижимость. Убедиться, что имеющихся финансов достаточно для оплаты предмета сделки, услуг привлекаемых специалистов (риелтора, нотариуса), налогов.
- Проверить юридическую чистоту жилья перед тем как оформить сделку. Если новый собственник хочет спокойной жизни, не стоит приобретать жилье, перешедшее к предыдущему владельцу по договору дарения. Стоит отказаться от приобретения квартиры, являющейся предметом имущественных либо наследственных споров. Важно убедиться в дееспособности и адекватности продавца. Несоблюдение этих правил приведет к последующему оспариванию сделки продавцом или его родственниками. Покупатель при этом рискует потерять и жилье, и вложенные в покупку деньги.
- Заключить с продавцом предварительный договор об обязательстве совершить сделку купли-продажи. При передаче аванса деньги давать только собственнику, а не посреднику. Любая передача средств должна сопровождаться распиской получателя.
- Проследить за подготовкой пакета документов. Или подготовить их самостоятельно, если сделка не сопровождается риэлторами.
- Заключить договор купли-продажи.
- Подать документы о перерегистрации прав на жилье в регистрационную палату или МФЦ.
Необходимые документы
При покупке квартиры оформление сделки невозможно без таких документов:
- Заявление о регистрации права собственности нового владельца
- Договор купли-продажи квартиры, а также акт приема-передачи жилья от предыдущего владельца покупателю.
- Технические характеристики квартиры — кадастровый паспорт, планы здания, где расположено жилье, техпаспорт из БТИ.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Какие документы нужны дополнительно, зависит от нюансов получения собственности предыдущим владельцем и особенностей прописанных в квартире людей:
- Согласие на сделку супруга продавца или других собственников, если покупается коммуналка.
- Разрешение от органов опеки и попечительства при продаже недвижимости, в которой были прописаны дети. Такое разрешение — подтверждение, что права этих детей не будут нарушены в ходе сделки.
- Справка о психической вменяемости и дееспособности продавца, если недвижимость приобретается у пожилого человека.
Перед покупкой будущему собственнику стоит проверить недвижимость на предмет нахождения в залоге. Не лишним будет убедиться, что у будущей собственности нет других видов обременения. Если пропустить этот шаг, есть риск в будущем столкнуться с желающими оспорить право собственности на приобретенную квартиру.
Особенности и нововведения 2019 года
В 2019 году обязательным этапом является регистрация покупки недвижимости в Государственной Палате. Эту регистрацию должен провести нотариус в такие сроки:
- день в день, если документы подаются в электронном виде.
- не позднее, чем через 3 дня с момента оформления покупки, если документы подаются лично в письменном виде.
С февраля 2019 года дополнительных взносов и пошлин для регистрации сделки не требуется, процедура полностью бесплатна. Нотариус вправе взять только оплату своих услуг с нового собственника жилья, других финансовых затрат при оформлении сделки купли-продажи недвижимости на вторичном рынке не предвидится.
Заявление на регистрацию подается либо в Регистрационную Палату, либо в МФЦ. Если квартира находится в экстерриториальной зоне — бумаги должны быть поданы в любое отделение Росреестра.