М.е. салтыков-щедрин “история одного города”: описание, герои, анализ произведения

М.е. салтыков-щедрин “история одного города”: описание, герои, анализ произведения

Содержание
  1. Характеристика градоначальников города Глупова в “Истории одного города”: описание в таблице (список)
  2. Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина
  3. Анализ произведения История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение
  4. Вариант 2
  5. Сочинение Анализ романа История одного города
  6. Анализ 4
  7. Также читают:
  8. Анализ романа М.Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”
  9. «История одного города» анализ | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
  10. Краткое содержание «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина по главам, анализ образов градоначальников
  11. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: краткое содержание
  12. «От издателя» и «Обращение к читателю»
  13. «О корени происхождения глуповцев» и «Опись градоначальников»
  14. «Органчик»: особенности физиологии правителя
  15. «Сказание о шести градоначальницах»
  16. «Известие о Двоекурове»
  17. Три главы о Фердыщенко
  18. «Войны за просвещение»
  19. «Эпоха увольнения от войн»
  20. «Поклонение мамоне и покаяние»
  21. «Подвержение покаянию: заключение» и «Оправдательные документы»
  22. Анализ аллюзий
  23. Анализ романа “История одного города”

Характеристика градоначальников города Глупова в “Истории одного города”: описание в таблице (список)

М.е. салтыков-щедрин “история одного города”: описание, герои, анализ произведения

Градоначальник Брудастый “Органчик”.Художники Кукрыниксы

Роман “История одного города” – выдающееся произведения великого русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлена характеристика градоначальников города Глупов в романе “История одного города”: краткое описание в таблице (список). В основе таблицы лежит информация из главы “Опись градоначальникам”. Известно, что всего в Глупове было 22 градоначальника, хотя летописцы в “Описи” перечислен лишь 21 персонаж.

Судя по всему, недостающим в списке является “глупый князь”, основатель города Глупов.

Смотрите: Все материалы по “Истории одного города”

Градоначальники города Глупова (1731-1826 гг.)

1. Амадей Мануйлович Клементий(правил с 1731 по 1734 гг.)В Италии работал поваром, искусно стряпал макароны. Был привезен в Россию герцогом Курляндским в качестве повара. Затем получил необходимый чин и стал градоначальником Глупова. В Глупове принуждал население стряпать макароны, чем и прославился. В 1734 году за измену сослан в Березов.

2. Фотий Петрович Ферапонтов(правил с 1734 по 1738 гг.)Бригадир. Бывший парикмахер герцога Курляндского. Усиленно боролся с неплательщиками налогов. Любил зрелища настолько, что присутствовал каждый раз, когда кого-то секли розгами. В 1738 году был растерзан собаками в лесу.

3. Иван Матвеевич Великанов(правил с 1738 по 1740 гг.)Утопил в реке директора экономии (чиновника, ведающего хозяйственными вопросами). Ввел в свою пользу налог по 3 копейки с человека. Жестоко избил множество капитан-исправников. В 1740 году был уличен в любовной связи с Авдотьей Лопухиной и сослан в чердынский острог.

4. Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев(правил с 1740 по 1745 гг.)Капитан-поручик из лейб-гвардии. Отличался безумной отвагой и даже брал однажды приступом город Глупов. В 1745 году уволен со своего поста с широкой оглаской.

5. Ламврокакис(правил с 1745 по 1756 гг.)Беглый грек без имени, отчества и чина. До приезда в Глупов торговал на базаре в Нежине греческим мылом, губкою и орехами. Был сторонником классического образования. В 1756 году был найден в постели, заеденный клопами.

6. Иван Матвеевич Баклан(правил с 1756 по 1761 гг.)Бригадир. Был ростом в 3 аршина 3 вершка (около 2,2 метра). Гордился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого (известная в Москве колокольня). Переломлен пополам во время бури в 1761 году.

7. Богдан Богданович Пфейфер(правил с 1761 по 1762 гг.)Гвардии сержант, голштинский выходец. Ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество.

8. Дементий Варламович Брудастый(правил в 1762 году)В голове вместо мозга имел устройство наподобие органа, за что получил прозвище «Органчик». Работал усердно, с жителями не общался и все время произносил одну фразу: “Не потерплю!”. Держал город в ужасе и страхе, активно собирал недоимки. После него в Глупове 7 дней была анархия и междоусобные войны.

9. Семен Константинович Двоекуров(правил с 1762 по 1770 гг.)Очень деятельный руководитель и новатор. Вымостил две улицы в городе, завел пивоварение и медоварение, заставит жителей выращивать и есть горчицу и лавровый лист, собрал недоимки, пытался открыть в Глупове академию. Постоянно сек глуповцев розгами, чтобы усмирять их. Умер в 1770 году своею смертью.

10. Маркиз Антон Протасьевич де Санглот(правил с 1770 по 1772 гг.)Французский выходец и друг Дидерота. Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Уволен в 1772 году.

11. Петр Петрович Фердыщенко(правил с 1772 по 1779 гг.)Бригадир, в прошлом простой солдат. Бывший денщик князя Потемкина. 6 лет правил городом тихо и мирно, но потом как будто взбесился. Имеел небольшой ум и страдал косноязычием (дефектом речи). Глупый, сластолюбивый, легкомысленный правитель. Недоимки запустил. Во время его правления Глупов перенес голод и пожар. Совершил нелепое путешествие по окрестностям Глупова. Умер от объедания в ходе этого путешествия в 1779 году.

12. Василиск Семенович Бородавкин(правил с 1779 по 1798 гг.)Правление Бородавкина – самое продолжительное и самое блестящее в Глупове. В борьбе с недоимками спалил 33 деревни, взыскав всего 2,5 рубля. Ввел в употребление курточную игру ламуш и прованское масло. Замостил одну площадь и озеленил одну улицу. Пытался основать академию, но, получив отказ, построил съезжий дом (место для арестантов). Провел в Глупове 4 войны за просвещение и 3 войны против просвещения. Готовился сжечь весь город, но внезапно умер в 1798 году.

13. Онуфрий Иванович Негодяев(правил с 1798 по 1802 гг.)По происхождению – простой крестьянин, бывший истопник (топил печи в Гатчине). Разрушил вымощенные в городе улицы и из добытого камня настроил монументов. При нем город пришел в упадок, а жители одичали и обросли шерстью. Уволен в 1802 году.

14. Ксаверий Георгиевич Микаладзе(правил с 1802 по 1806 гг.)Князь-черкашенин, потомок сладострастной княгини Тамары. Ласковый и кроткий градоначальник. Первый начал обращаться с глуповцами без ругательств. Имел привлекательную внешность и любил женщин. При нем население Глупова увеличилось почти вдвое. Умер в 1806 году от истощения сил (по другой версии – в 1814 г.).

15. Феофилакт Иринархович Беневоленский(правил с 1806 по 1811 гг.)Статский советник, товарищ Сперанского по семинарии. При нем глуповцы жили благополучно и очень располнели. Его главной страстью являлось сочинение законов. Имел любовную связь с купчихою Распоповою, у которой по субботам едал пироги с начинкой. В свободное от занятий время сочинял для городских попов проповеди и переводил с латинского сочинения Фомы Кемпийского. Вновь ввел в употребление горчицу, лавровый лист и прованское масло. Первый обложил данью откуп, за что и получал три тысячи рублей в год. В 1811 году был сослан за тайную связь с Бонапартом.

16. Иван Пантелеич Прыщ(правил с 1811 г. в течение нескольких лет)Офицер. Дал глуповцам полную свободу и не занимался управлением города. При нем глуповцы разбогатели в 4 раза. Оказался с фаршированной головой. Погиб от рук местного предводителя дворянства.

17. Никодим Осипович Иванов(правил между 1811 и 1819 гг.)Статский советник, глупый человек. Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь указ.

18. Виконт Ангел Дорофеевич Дю Шарио(правил между 1811 и 1821 гг.)Французский выходец. Любил рядиться в женское платье и лакомился лягушками. По рассмотрении, оказался девицею. Выслан в 1821 году за границу.

19. Эраст Андреевич Грустилов(правил между 1815 и 1825 гг.)Статский советник.Друг Карамзина. Имел меланхолическую внешность, но сластолюбивую, развращенную натуру. При нем город впал в страшный разврат и многобожие. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.

20. Угрюм-БурчеевПрохвост и идиот с бессовестным взглядом. Разрушил старый город и построил новый город Непреклонск на другом месте. Спал на голой земле. Сделал из города военное поселение, обязал жителей носить униформу, маршировать, работать по расписанию и т.д. Исчез во время странного природного явления.

21. Архистратиг Стратилатович Перехват-ЗалихватскийМайор.Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки.

Анализ романа «История одного города» Салтыкова-Щедрина

М.е. салтыков-щедрин “история одного города”: описание, герои, анализ произведения

Город Глупов — говорящее за себя название. Поначалу рассказывается о, мягко говоря, не очень умных людях, которые основали этот город. Они победили соседние племена и захотели наладить жизнь.

Но замес толокна в Волге и бычок на бане не приносили толк, потому они хотели правителя, способного навести порядок. Никто не соглашался.

За отдельные деньги, правда один князь, в конце концов, согласился, но его правление было разорительным для города.

Все правители Глупова отличались особенностями — странностями.

Один был отъявленный вор (совершал хищения, даже не скрывая этот факт), другой — ненавистник наук (сжёг гимназию и упразднил науки); третий обладал отделяющейся от туловища пустой головой с музыкальным органчиком, исполнявшим две фразы; четвёртый был любвеобильным и из — за его похождений в городе случался то пожар, то бунты; пятый оказался помешанным на высаживании горчицы, последний — на однотипно прямых улицах и изменении русла реки.

Каждый градоначальник был своеобразен и уникален в своей собственной глупости. Если присмотреться внимательнее, то можно проследить аналогию глуповских губернаторов с историческими личностями, дорвавшимися до власти в России в эпоху дворцовых переворотов (например, явная параллель с Бироном, который был фаворитом императрицы Анны Иоанновны).

Жители города не менее глупы и однобоки, чем губернаторы. Они то устраивают бунты по поводу и без поводов, то инициируют войну. Бьются якобы за просвещение и порядок, а раздор получается из — за бестолковых идей или очевидных, вполне понятных вещей (стоит ли выращивать персидскую ромашку и полезны ли каменные фундаменты домов).

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Информационное письмо о смене названия

Но самый забавный факт, вызывающий желание съехидничать и от души посмеяться над глупостью и неразборчивостью глуповцев, является празднование «с размахом» по поводу смены каждого правителя.

Все обнимаются, целуются, плачут, поздравляют друг друга, искренне веря, что новая власть будет лучше предыдущей. Но народ не понимает одну простую истину: каков он сам, такова и власть. Народ достоин той власти, которую избрал.

Эта тенденция явно прослеживается на протяжении всего произведения. В реальной жизни и в реальной России тоже так. Просто не все это признают.

«История одного города» — это сатирическая пародия на события, связанные со сменой власти в России. Видно, к чему приводит в государстве беззаконие, вседозволенность и безнаказанность. Во всей красе показана глупость, ограниченность и податливость народа, а также циничность, тупость и властолюбие чиновников.

Анализ произведения История одного города Салтыкова-Щедрина сочинение

М.е. салтыков-щедрин “история одного города”: описание, герои, анализ произведения

Роман был написан в начале 70-х годов 19 века. По жанру это сатирический роман, в котором показываются противоречия и нелепости русского общества того времени. Автор назвался издателем записок летописца, который якобы жил в 18 веке. Цари и министры стали градоначальниками, а все государство – городом Глуповым.

Салтыков-Щедрин использует в тексте говорящие фамилии, выражая тем самым свое отношение к персонажам, оценку их поведения и характера. Градоначальник и его подчиненные олицетворяют глупость многих правителей, паразитирующих в обществе и далеких от общечеловеческих ценностей, таких как разум, честность, скромность и доброта.

Главный в городе – Органчик, так его называют, потому что вместо мозга у него особый механизм, делающий его беспощадной и неразумной куклой.

В его голове есть место только для наказаний и распоряжений, он бесчувственный и равнодушный к человеческим судьбам. По  приказу градоначальника человека могут выпороть ни за что, отправить в заключение, вынуждает народ рабски трудиться.

 Он только и умеет, что «разорять» и «не терпеть». Таким образом Салтыков-Щедрин обличает бездушность и механичность в правлении.

С помощью такого персонажа, как Прыщ, также ставшего градоначальником вымышленного города, писатель смеется над животными инстинктами у власть имеющих. Прыща еще называют Фаршированной головой, которая начинена трюфелями.

Это образ болезненной и гнилой стороны человеческого облика, которая подкрепляется чревоугодием и другими страстями.

Так, закончил он свои дни, будучи съеденным предводителем дворянства, у которого запах трюфелей вызывал неудержимый аппетит.

Василиск Бородавкин, отличившийся поджогом тридцати трех деревень, напоминает читателю древнего правителя Нерона. В романе-карикатуре высмеивается его глупая злоба и самодурство.

Его мнимые достижения, такие, как популяризация горчицы или ромашки из Персии выглядят комично и нелепо.

Использованием в войнах оловянных солдатиков он пытается решить военную проблему, что делает бессмысленными все его начинания.

Угрюм-Бурчеев, ставший еще одним градоначальником,  представлен как деспот и тиран. Он преследовал любые проявления мысли, самостоятельности и творчества у народа. Однажды он просто взорвался от гнева и исчез. С тех пор река, с помощью образа которой Салтыков-Щедрин показал русский народ, по-прежнему текла и дышала. Не смог остановить ее бурное течение ни один правитель.

Вариант 2

Произведение представляет собой описание столетней истории одного городка под названием Глупов, которое является сатирическим иносказанием жизни российских императоров и исторических деятелей того времени.

Возник город по инициативе жителей, решивших для обеспечения порядка отыскать градоначальника.

За описываемый период времени в сто лет город сменяют один за другим многие начальники, которые совершенно ничего не делают для благоустройства града и улучшения жизни населения, а заботятся лишь о своем благополучии.

Все городские руководители не способны ответственно выполнять порученную работу, отличаются лишь желанием карьерного роста и наживы. Они глухи к проблемам обычных горожан и даже при желании не могут оказать им помощь.

Население бесправно перед действиями градоначальников, а за свои деяния властители никоим образом не привлекаются к ответственности и в исключительном случае лишаются должности.

Городские жители привыкли к раболепию и чинопочитанию, поэтому не отстаивают свои права и обрекают свои семьи на бесправную жизнь. Кроме того, население излишне религиозно и его фанатизм доведен до абсурда.

Идея писателя заключается в раскрытии несовершенной политической системы государства, где народ смиренно принимает свое угнетенное положение и считает это правильным. На примере города автор показывает, что народ не может существовать без правителя, без начальстволюбия, и в случае его отсутствия сразу же оказывается во власти анархии.

Тем самым писатель стремится сказать, что вся многовековая история российского государства – это состояние бессознательного поклонения народа перед властью, подчинения приказам самодержцев, и в тоже время ощущения страха и благоговения перед правителем.

Используя сатирические приемы иронии и преувеличения, автор выражает свою гражданскую позицию по отношению к ситуации в стране. Он достоверно выражает мысль о необходимости глобальных перемен в обществе, но при этом не призывает к революциям и бунтам.

Писатель утверждает, что народ должен обрести свободу сознания и понять свою ответственность за происходящее в государстве.

Слепая покорность населения перед властью не может обеспечить благосостояние страны, поскольку представители самодержавия используют инструменты власти только в своих корыстных целях. И это неизбежно при таком положении.

В финале романа автор ярко иллюстрирует эту мысль, описывая гибель очередного градоначальника Глупова, и, как будто, оставляет свое послание о том, что в таком состоянии, без осуществления перемен, у российского государства нет будущего.

Сочинение Анализ романа История одного города

В этом городе проживают основатели его довольно недалекие люди. Но даже то, что они были совсем неумными, им не помешало завоевать соседние племена, жители города со всех сил пытались наладить свою жизнь. У них не было правителя, который бы им помог навести порядок в городе. Даже за определенную денежную сумму, никто не соглашался править в их городе.

Спустя некоторое время соглашается взять право владения в свои руки князь, но его правление не приводит не к чему хорошему, а только в конец разоряет город. Можно сказать, что все правители города Глупова, были со странностями. Может, это было, потому что название самого города говорила само о себе.

Каждый правитель города, был глуповат по-своему, действия их были своеобразны. Ведь не только правители были недалекими, но и жители города тоже были глупыми. Они по поводу и без повода устраивают митинги и провоцируют военную обстановку. Жителям кажется, что они пытаются навести порядок в городе, а получается все, наоборот, из-за их необдуманных идей происходит хаос в городе.

Но смешно озвучивать, тот факт, когда происходит смена правителя, жители города безумно рады, они искреннее верят, что новый предшественник наведет порядок. Но жаль, что они не понимают самого простого, какой правитель такой будет порядок. Да, безусловно, люди достойны того правителя, которого избрали. И это видно на протяжении всего романа Салтыкова-Щедрина.

Подводя итог этому произведению, поэт своим романом заставляет задуматься, ведь в реальной жизни происходит абсолютно так же, просто люди так же само этого не осознают.

Ведь в произведении Салтыкова-Щедрина «История одного города», четко описывается пародия на происходящие события в России, в связи со сменной правителя и как ведет себя народ. Хорошо просматривается, что беззаконие как было, так и осталось.

Что выше поставленные чиновники всегда будут безнаказанными за свои поступки. Со всеми сочетаниями красок рисуется картина тупости людей и циничность правителей.

И такое правление присуще каждому городу и каждой стране. И порядка не наблюдается. Ведь весь порядок зависит от человека, который у власти.

Анализ 4

Данный сатирический роман-обозрение стал достаточно знаменитым среди широких кругов читателей. Автор выдает себя за скромного издателя найденных записок, составленных некогда неизвестным летописцем. При этом в ходе повествования мы понимаем, что царей и министров он называет градоначальниками, а действующий в государстве режим реализован в границах небольшого городка Глупова.

Все употребленные фамилии являются говорящими, посторонний наблюдатель сразу понимает абсурдность происходящего в небольшом городке, правители ведут себя жестоко и деспотично, и они предпринимают все действия, чтобы уничтожить все живое и мыслящее.

Повествователь использует следующие литературные способы, сатира становится фантастической, гротеск, ирония, которая граничит с беспощадностью и абсурдом. Несмотря на то, что правитель всей душой любит русский народ и относится к нему с искренностью, он с подобной легкостью осуждает невежество отдельных градоначальников и правительства в целом.

Он снисходительно относится к чиновникам, занимающим посты, при этом осуждая их поступки и политическое направление власти в целом. Самым зловещим и неприятным персонажем становится Угрюм-Бурчеев. Автор ассоциирует его с пустынной местностью.

Его мечта идеального мира – это казармы военного типа, где все будут строго подчиняться его указаниям.

Он хочет подчинить себе даже право регистрации брачных союзов, которые должны регистрироваться только между людьми подходящими друг другу по росту и телосложению.

Именно этот образ показывает отношение Щедрина к сложившейся системе власти. Он не готов к тотальному контролю со стороны государственных властей, он не против политической системы, которая должна регулировать жизнь обычных граждан и помогать им справляться с возникающими проблемами и трудностями.

Его саркастическое отношение к сложившейся системе позволяет ему с помощью литературных приемов точно передать отношение автора к проблемам общества, существующего на тот момент.

Он не может собственными силами исправить сложившуюся ситуацию, но старается привлечь к ней внимание и оставить след в истории государства.

Реформы столыпина кратко

Также читают:

← Основные темы и мотивы лирики Бальмонта ← Сатира и юмор Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеСмешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина? → Анализ стихотворения На поле Куликовом Блока →

  • Характеристика и образ Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита БулгаковаМихаил Афанасьевич Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» затрагивает множество вечных философских вопросов, ответы на которые скрываются и в поступках самих героев, и в их размышлениях и терзаниях.
  • Почему я хочу стать пограничником сочинениеЯ хочу стать пограничником, так как это важно. Для страны важно, пусть это звучит так пафосно, но если вдруг враг придёт, кто его первым отражает?
  • История создания пьесы Гроза ОстровскогоПремьера пьесы Островского «Гроза» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого Театра. Созданию её предшествовал целый ряд событий, которые, ко всему прочему, обросли мифами в народном сознании.
  • Сочинение Мой любимый уголок природы 6, 7 классМне нравится летними днями работать на дачном участке. Здесь тепло, свежий воздух. Поют птицы. Расцветает вишня, облепиха и абрикос. Рядом прорастают сосны, чистый воздух. Здесь в лесном бору можно подышать свежим воздухом
  • Исторические события в поэме Пушкина Полтава сочинениеВ поэме «Полтава», написанной великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, повествуется о знаменательных событиях, которые сыграли в истории Российского государства далеко не последнюю роль. Конечно же, предпосылки этих событий

Анализ романа М.Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города”

М.е. салтыков-щедрин “история одного города”: описание, герои, анализ произведения

Знаменитый сатирический роман-обозрение «История одного города» был написан М.Е.Салтыковым-Щедриным в 1869-1870 годах.

Свое произведение автор выдал за найденные в архиве тетради летописца, будто бы жившего в XVIIIвеке, а себе отвел лишь скромную роль «издателя» его записок; царей и царских министров представил в образах градоначальни­ков, а установленный ими государственный режим — в образе города Глупова.

«История одного города» — в сущности, сатирическая история русского общества», — писал И.С.Тургенев. Вся жизнь города Глупова нелепа, противоречит нормальной человеческой жизни. Его правители — злобные, жестокие куклы; цель их — уничтожение всего мыслящего.

Фами­лии-клички указывают на паразитизм и враждебность их носителей всему человеческому и прогрессивному.

Градо­начальники Глупова: Органчик (Брудастый), Прыщ (Фар­шированная голова), Бородавкин, Негодяев, Перехват-За­лихватский, Угрюм-Бурчеев – олицетворяют самодержавие и произвол.

В этом романе использованы все художественные при­емы щедринской сатиры — сатирическая фантастика, гро­теск, беспощадная ирония и веселый, торжествующий юмор. Фантастика эта в сущности своей правдива, реалис­тична, нереальны лишь внешние черты образов и событий.

«Говорят о карикатуре и преувеличениях, но нужно только осмотреться кругом, чтоб обвинение это упало само собой… Кто же пишет эту карикатуру? Не сама ли дейст­вительность? Не она ли на каждом шагу обличает самое себя в преувеличении?» — писал Салтыков-Щедрин.

Брудастый-Органчик, несмотря на всю фантастич­ность своей внешности (вместо мозга у него вставлен примитивный механизм – органчик), совершает поступки, ничем не отличающиеся от поступков реально существую­щих правителей.

При въезде в губернию он порет ямщиков, затем день и ночь пишет «все новые и новые понуждения». По его приказам «хватают и ловят, секут и порют, описы­вают и продают». Такое управление было испытано веками, и чтобы так управлять, достаточно было иметь «пустую посудину» вместо головы.

Недаром смотритель народного училища на вопрос глуповцев: «Бывали ли в истории примеры, чтобы люди распоряжались, вели войны и заклю­чали трактаты, имея на плечах порожний сосуд?» — отве­чает, что подобное вполне возможно, что некий правитель «Карл Простодушный…

имел на плечах хотя и не порож­ний, но все равно как бы порожний сосуд, а войны вел и трактаты заключал».

Кроме «разорю!» и «не потерплю!», Органчику других слов и не требовалось по роду его деятельности. «Есть люди, — пишет Щедрин, — которых все существование исчерпывается этими двумя романсами». В образе Орган­чика до предела заострены черты автоматизма и бездушия правителей.

Градоначальник Василиск Бородавкин, знаменитый «войнами за просвещение», за внедрение в быт глуповцев горчицы и персидской ромашки, предстает тоже злобной, бездушной куклой и свои дикие войны ведет при содейст­вии оловянных солдатиков. Но поступки Бородавкина от­нюдь не более фантастичны, чем поступки любого прави­теля-самодура. Бородавкин «спалил тридцать три деревни и с помощью сих мер взыскал недоимок два рубля с полтиной».

В произведениях, предшествующих «Истории одного города», Щедрин писал о том, что на «физиономии обще­ства» вскакивают гнусные прыщи, свидетельствующие о его гнилости, внутренней болезни. Именно таким олице­творением болезни эксплуататорского строя и является градоначальник Прыщ.

Основная черта градоначальника Прыща (он же Фаршированная голова) — животность. Прыщ неизменно возбуждает аппетит у предводителя дво­рянства — его голова, начиненная трюфелями, распростра­няет соблазнительный запах.

В эпизоде, где предводитель дворянства съедает голову градоначальника, Прыщ окон­чательно лишается человеческого облика: «Градоначальник вдруг вскочил и стал обтирать лапками те места своего тела, которые предводитель полил уксусом. Потом он закрутился на одном месте и вдруг всем корпусом грохнулся на пол».

Даже образ Угрюм-Бурчеева — этот символ угнетения и произвола — вобрал в себя многие конкретные черты антинародных правителей России. Образы градоначальни­ков лишены психологической глубины. И это не случайно. Угрюм-Бурчеевым чужды чувства горя, радости, сомнения. Они не люди, а механические куклы.

Они — полная противоположность живым людям, страдающим и мысля­щим. Градоначальников Щедрин рисует в резко саркасти­ческой и гротесковой манере, но иногда он пользуется и иронией, и даже веселым юмором.

Щедрин всей душой любил угнетенный народ России, но это не мешало ему осуждать его невежество, покорность.

Когда Щедрина обвиняли в том, что он глумится над народом, писатель отвечал: «Мне кажется, что в слове «народ» надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собою идею демократизма.

Перво­му, выносящему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно сочувствовать не могу. Второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием».

В «Истории одного города» Щедрин предсказал гибель самодержавия. Униженные, доведенные до отчаяния глуповцы в конце концов начинают понимать невозможность своего существования в условиях деспотического режима Угрюм-Бурчеева. Писатель ощутимо передает нарастание гнева народа, атмосферу, предшествующую взрыву.

Карти­ной этого мощного взрыва, потрясшего город, Щедрин заканчивает свою хронику. Угрюм-Бурчеев исчез, «словно растаяв в воздухе», и «история прекратила течение свое», история мрачного города, его забитых и покорных обита­телей, безумных правителей. В жизни освобожденного народа начинается новый период.

Подлинная история че­ловечества бесконечна, она подобна горной реке, остано­вить могучее движение которой оказался бессилен Угрюм-Бурчеев. «Река не унималась. По-прежнему она текла, дышала, журчала и извивалась; по-прежнему один берег ее был крут, а другой представлял луговую низину, на далекое пространство заливаемую в весеннее время водой».

С пред­чувствием великих исторических перемен в Глупове связан светлый взгляд Щедрина на будущее, ярко воплотившийся в его книге.

Хроника написана красочным, весьма сложным по составу языком.

В нем широко использованы и высокий слог старинной речи — например, в обращении архивариу­са-летописца к читателю, — и народные изречения и пословицы, и тяжелый, неудобочитаемый слог канцеляр­ских бумаг в пародийном переложениии (так называемые «Оправдательные документы», приложенные к хронике), и публицистический стиль современной Щедрину журналис­тики. Сочетание сказовой манеры «летописца» с авторским переложением его записей позволяло Щедрину то прида­вать рассказу несколько архаический характер историчес­кого свидетельства, то вновь вносить в него явные отзвуки современности.

Сатира Щедрина всегда была на стороне тех, кто боролся за торжество справедливости и правды. Писатель верил в крушение глуповского строя жизни на земле, в победу бессмертных идей демократии и прогресса.

«История одного города» анализ | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

М.е. салтыков-щедрин “история одного города”: описание, герои, анализ произведения

«История одного города» по праву может считаться вершиной творчества Салтыкова‑Щедрина. Именно это произведение и принесло ему славу писателя‑сатирика, на долгое время, упрочив ее.

Я считаю, что «История одного города» – одно из самых необычных книг, посвященных истории российского государства. Оригинальность «Истории одного города» – в удивительном сочетании реального и фантастического.

Книга создавалась как пародия на «Историю государства Российского» Карамзина. Историки часто писали историю «по царям», чем и воспользовался Салтыков‑Щедрин.

Автор представляет историческую хронику якобы реального города, но мы понимаем, что здесь скрыта вся история России. Вероятно, замысел возник после реформы 1861 г. – он не привела к ожидаемым результатам. Полностью разочаровавшись в своих прежних политических идеалах, Салтыков‑Щедрин принимает решение написать «Историю одного города».

Столь едкой сатиры на государственный строй Россия никогда не видела прежде. Ощущая всю несправедливость отношения к простым людям, автор задался целью показать все недостатки политической системы России. Ему это вполне удалось.

Сатира Салтыкова‑Щедрина затрагивает несколько сторон, основным из которых можно считать государственный строй страны. Каким же образом один город стал воплощением целой страны? Ответом на этот вопрос можно считать чисто щедринский прием смешения географии, исторических событий, фантастического и реального.

Город Глупов предстает перед нами то как столица, то как провинциальный городишко, то как село. В его описании постоянно встречаются противоречия: то он построен на болоте, то, как «великий город Рим» – на семи холмах, и тут же граждане этого «великого града» пасут скот на своем выгоне.

Такие противоречия, как ни странно, не только не путают, но помогают выстроить целостную картину. Город становится воплощением парадокса, который так свойствен русскому человеку. Смешение времени (в том случае, когда, например, историк, записывающий хроники в XVIII – начале XIX вв.

Внешняя политика ссср в 20-30 годы

, упоминает о событиях, происходивших намного позже) тоже играет свою роль в облике Глупова. Словно автор видит свою страну квартирой, в которой бардак, где никогда ничего нельзя найти и ничего нет на своих местах.

Другим объектом сатиры предстают градоначальники города Глупова, те, кто вершит историю. К сожалению, не было достойных правителей, способных изменить жизнь города Глупова в лучшую сторону. Органчик в голове, или фарш вместо мозгов – очень красноречивые образы бездумных царей.

Но и народ Глупова не вызывает симпатии. Глуповцы наблюдают за чередой сменяющихся самодуров, оставаясь, при этом практически совершенно пассивными. Ничто не способно заставить их изменить себя. Меняются лишь формы покорности.

Создается впечатление, что сами глуповцы не достойны благородного и здравомыслящего правителя.

На смену глупым, но в принципе достаточно безобидным правителям приходит жестокий диктатор и тиран Угрюм‑Бурчеев, мечтающий превратить город в тюрьму, обнесенную высоким забором. Возможно, в этом случае и воцарится в городе долгожданный порядок, но цена за него будет непомерно высока.

Обнадеживает сцена гибели Угрюм‑Бурчеева, хотя и здесь не обходится без некоторой доли сожаления. Да, деспот погибает, погребенный смерчем, разбушевавшейся стихией народного гнева, не сознательным протестом, а сметающим все на своем пути порывом. Самое ужасное, что в результате к власти приходит еще больший тиран.

Разрушение не порождает созидания, – предупреждает нас автор.

В своем произведении «История одного города» Салтыков‑Щедрин смог ярко показать пороки политической и социальной сферы в жизни своей страны.

Краткое содержание «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина по главам, анализ образов градоначальников

М.е. салтыков-щедрин “история одного города”: описание, герои, анализ произведения

Главная > Литература > Краткое содержание романа Салтыкова-Щедрина «История одного города»

«Историю одного города» написал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Известный российский писатель в сатирическом романе высмеял все пороки современного ему общества и правителей.

После выхода произведения в печать в 1870 году на автора посыпались упрёки и обвинения в принижении истории России и насмешках над властью и народом. Однако роман при этом стал очень популярен, слишком узнаваемы оказались его герои.

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»: краткое содержание

«История одного города» автором была названа подлинной. В ней рассказывается об истории города Глупова от лица четырёх местных архивариусов. Они описывают то, что происходило в Глупове с 1731 по 1825 год.

«От издателя» и «Обращение к читателю»

Эти две главы можно объединить при кратком пересказе «Истории одного города». В первой автор утверждает, что его произведение о настоящем городе.

Роман рассказывает только биографии правителей. Но не нужно воспринимать всё буквально.

Менее гротескно, но подобные события являются скорее обычными для множества городов, в которых с течением времени происходили подобные перемены.

«Обращение» написано от лица последнего архивариуса, закончившего «Летописец». Он характеризует произведение как историю взаимоотношений власти и народа. На протяжении книги будет представлен ряд градоначальников, которые в определённые промежутки времени правили городом.

«О корени происхождения глуповцев» и «Опись градоначальников»

Первая глава является своего рода предисловием к будущим событиям. В ней рассказывается о войне древних племён с говорящими названиями. Среди них:

  • головотяпы;
  • моржееды;
  • гущееды;
  • лукоеды;
  • лягушечники;
  • кособрюхие.

Победу одержали головотяпы, но вот что делать с этой победой, они толком не знали, а значит, им нужно было найти правителя, который поддерживал бы порядок. Но эта задача оказалась не такой-то уж и простой. К какому бы князю они ни обращались, везде их ждал отказ, поскольку слыл народ глупым.

Делать нечего, пришлось просить помощи у вора — новотора. Он-то и нашёл им князя. Да тот, хоть и согласился править, но жить среди народа глуповцев, как он назвал головотяпов, намерения не имел, поэтому сделал вора своим наместником. Так новотор оказался главой города с новым названием Глупово.

Горожане оказались покорными, а новотор хотел бунтов, чтобы было кого усмирять. Кроме того, он много воровал, за что князь решил его наказать повешением. Но виновник избежал этой участи, зарезавшись огурцом.

Так город остался без правителя, поэтому князю пришлось подыскивать других. По очереди было послано три градоначальника, да только все они имели нечистую руку и воровали. Ничего другого не оставалось князю, как приехать к своему народу, да пригрозить поркой.

«Опись» содержит лишь информацию о двадцати двух правителях Глупово и том, чем они прославились.

«Органчик»: особенности физиологии правителя

Итак, наступил 1762 год, и во главе города встал Дементий Варламович Брудастый. Был он правителем угрюмым и молчаливым. Только и было от него слышно, что «не потерплю» и «разорю». Глуповцев это очень удивляло, но вскоре причина такой немногословности была выяснена.

Однажды письмоводитель отправился к Брудастому с докладом, но увидел правителя в весьма странном виде. Сидевший на своём месте Дементий Варламович был без головы, она лежала отдельно от хозяина на столе и была абсолютно пустой. Не каждый день увидишь такое зрелище, горожане были поражены.

Ситуацию смог прояснить некто Байбаков, являвшийся органных дел мастером. Оказалось, правитель-то у Глупова был непростым. В его голове находился органчик, который исполнял пару музыкальных пьес. Назывались они «разорю» и «не потерплю».

Именно такие слова и слышал народ от своего градоначальника. Но голова отсырела, сломалась и нуждалась в ремонте. Да таком сложном, что Байбакову справиться было не по силам, пришлось просить помощи в Петербурге.

Оттуда ожидалась новая исправная голова.

Но пока её ожидали, в городе объявились самозванцы. Пробыли они правителями недолго, их быстро оттуда забрали. Глупово вновь осталось без главы, из-за чего последовала анархия продолжительностью в неделю.

«Сказание о шести градоначальницах»

Во время этого сложного периода горожане предпринимали целые военные действия, а также топили и сбрасывали друг друга с колоколен. Тогда же у города объявились градоначальницы. Да не одна, а сразу шесть:

  • Ираида Лукинична Палеоголова;
  • Клемантинка де Бурбон;
  • Амалия Карловна Штокфиш;
  • Нелька Лядоховская;
  • Дунька-толстопятая;
  • Матренка-ноздря.

Каждая претендовала на этот пост по своим причинам. Амалия уже имела подобный опыт в прошлом, тогда как Ираида считала, что должна стать градоначальницей по наследству от мужа, а Клемантинка — от отца. Остальные женщины и вовсе не имели веских причин на подобные притязания.

«Известие о Двоекурове»

Конец бесчинствам положил новоприбывший Семён Константинович Двоекуров. Он запомнился своим положительным влиянием на дела города. В Глупово стали варить мёд и пиво, употреблять в пищу горчицу и лавровый лист. Ожидалось даже учреждение собственной городской академии.

Три главы о Фердыщенко

«Голодный город», «Соломенный город» и «Фантастический путешественник» — во всех этих трёх главах речь идёт о новый правителе, который задержался в городе на целых шесть лет. Это был Пётр Петрович Фердыщенко.

И всё в Глупово шло хорошо, пока Петру Петровичу не полюбилась жена ямщика Алёнка. Женщина на ухаживания градоначальника ответила отказом, за что её муж был отправлен в Сибирь. Тогда-то Алёнка и передумала.

Но возжелать жену ближнего — это был грех, за который город поплатился засухой и последовавшим за ней голодом.

Люди умирали и винили во всём Фердыщенко. Отправили к нему ходока, да назад его не дождались. Потом направили прошение, но и оно осталось без ответа. Решили отомстить правителю через новую жену, Алёнку. Сбросили её с колокольни, а Пётр тем временем просил помощи у начальства. Он-то хлеба просил, голодных накормить, а вместо пищи прибыли военные.

Однако, несмотря на все тяготы, перенесённые городом, увлечение чужими жёнами у Фердыщенко не прошло. Следующей его жертвой оказалась стрельчиха Домашка. И этот грех не прошёл бесследно для города. Начались пожары, горели слободы. Вот тогда градоначальник стушевался и отпустил женщину, да вызвал команду.

Окончил правление и жизнь Фердыщенко в путешествии по городскому выгону. По приказу самого правителя везде его приветствовали и сытно кормили. Не прошло и трёх дней, как он не выдержал стольких обедов и умер от объедения.

«Войны за просвещение»

Однако ему быстро подыскали замену в виде Василиска Семёновича Бородавкина. Тот подошёл к делу основательно и изучил всю историю города. Василиску понравилось правительство Двоекурова, и тот решил ему подражать.

Однако со времён правления Семёна Константиновича прошло время, и глуповцы перестали употреблять горчицу. Новый градоначальник отдал приказ снова заняться посевами, да ещё добавил от себя производство прованского масла.

Но горожанам такая идея пришлась не по душе.

В итоге Василиск пошёл войной на Стрелецкую слободу, показавшуюся ему пристанищем бунтующих. Поход длился девять дней, но был трудным и запутанным. Случалось драться со своими, не узнавшими друг друга в темноте.

Многие живые солдаты были заменены на оловянных. Однако до намеченной цели дойти удалось. Да только там никого не оказалось. Ничего не осталось делать, как только растаскивать брёвна из домов, пришлось слободе сдаваться.

Бородавкину походы понравились, и он провёл ещё три ради просвещения:

  • за пользу каменных фундаментов;
  • за выращивание персидской ромашки;
  • против академии.

Войны истощили городские запасы, а следующий правитель Негодяев поспособствовал этому ещё больше.

«Эпоха увольнения от войн»

Затем дела принял черкешенин Микеладзе, которому, в общем-то, не было дела до Глупова, он охотился за женскими юбками, а город тем временем отдыхал. Но долго так продолжаться не могло, и ему на смену пришёл Феофилакт Иринархович Беневоленский, приходившийся другом Сперанскому.

Как выглядят казачьи звания и чины, какие казаки носят погоны

Тот, напротив, был охоч до дел, особенно законодательства. Однако свои законы он придумывать права не имел, и тогда прибег к тайному их написанию, а затем анонимному распределению по городу.

Ничем хорошим это не закончилось, он был изгнан из градоначальников по обвинению в связи с Наполеоном.

Пришло время подполковника Прыща. Город при нём расцвёл, но ненадолго. Дело в том, что голова главы города оказалась фаршированной. Это почувствовал предводитель дворянства, напал на Прыща и съел фарш.

«Поклонение мамоне и покаяние»

Следующим малополезным городу правителем стал статский советник по фамилии Иванов. Был маленьким и неказистым, вскоре умер. Его заменил виконт де Шарио. Но слишком уж много эмигрант веселился, к тому же оказался девицей. Это всё и привело к его возвращению за границу.

Тут пришло время статского советника Эраста Андреевича Грустилова. Мало того что к его приходу к власти, глуповцы вдруг забыли истинную религию и стали поклоняться идолам, так он и вовсе довёл город до разврата и лени.

Никто не заботился о будущем, сеять перестали, что закономерно закончилось голодом. Тем временем Эраст развлекался балами. Так бы всё и продолжалось, если бы тот не встретил жену аптекаря, указавшую ему правильный путь. Встав на сторону добра, он возвеличил юродивых и убогих, а горожане покаялись.

Однако прекратить голод это не помогло, и Грустилов был смещён.

«Подвержение покаянию: заключение» и «Оправдательные документы»

Последним из описываемым начальников стал идиот Угрюм-Бурчеев. Он решил, что достойный город должен иметь одинаковые улицы, дома и людей. Для этого пришлось разрушить Глупово, чтобы основать на его месте новый город с названием Непреклонск.

Но тут появилось новое препятствие — река, которую Угрюм-Бурчеев в своём городе видеть не хотел. Не придумав выхода лучше, чем закидать воду мусором, градоначальник пошёл в наступление.

Проблему это, конечно, не решило, а потому было придумано отстроить город на новом месте.

Почему эта затея не удалась, издатель не объясняет. Говорит только, что записи об этом оказались утеряны, а в исходе истории пришло некое «оно», из-за которого солнце померкло и земля затряслась. Угрюм-Бурчеев поспешил исчезнуть.

В конце повести приведены «Оправдательные документы», составленные некоторыми бывшими градоначальниками и содержащие рекомендации по управлению городом.

Анализ аллюзий

Читать это произведение полностью, а не просто ознакомиться с кратким содержанием «Истории одного города» по главам, приведённым выше или на сайте брифли, будет полезно. Только так вы сможете проникнуться атмосферой книги, которую нельзя передать в сокращении.

В романе можно проследить параллели с такими историческими событиями, как дворцовые перевороты, а также узнать в некоторых личностях образы реально существовавших правителей. К примеру:

  • войны Бородавкина за просвещение отсылают к реформам Петра I;
  • прообразом Негодяева послужил Петр III;
  • Микеладзе списан с царевича Мириана в Грузии;
  • Беневоленский, который являлся товарищем Сперанскому, его черты и повторяет;
  • с Александра I были написаны сразу два образа — Двоекурова и Грустилова;
  • Угрюм-Бурчеев одной своей фамилией уже напоминает графа Аракчеева, а если внимательно вчитаться, то и не только ей.

Таким образом, повесть Михаила Евграфовича актуальна во все исторические эпохи. Народ имеет такого правителя, которого заслуживает. За пародией, преувеличениями и фантастическими происшествиями видно историю не одного какого-то города России, но ситуацию в стране в целом. Автор мастерски описывает нравы власти и покорность народа, а также их взаимоотношения.

Анализ романа “История одного города”

М.е. салтыков-щедрин “история одного города”: описание, герои, анализ произведения

Полное название произведения – “Истории одного города. По подлинным документам издал М. Е. Салтыков (Щедрин)”. По форме это летопись с четкими временными рамками 1731-1826 годов. Автор выступает в ней как повествователь-архивариус, составитель “глуповского летописца”, как издатель, опубликовавший и прокомментировавший архивные материалы.

По жанру это роман-обозрение, роман-пародия на традиционное представление истории государства виде последовательной цепочки сменяющих друг друга князей-градоправителей. Писатель пародирует ряд эпизодов из “временных лет” и “Истории государства Российского”.

Карамзина, например происхождение описание пожаров, голода, постигших Глупов. Ка и в русской истории XVIII века, в романе появляется ряд лжеправителей, некоторые из градоначальников имеют сходство с русскими царями или их фаворитами.

Для автора не важно, кто из них соотносится с историческими лицами, поскольку в центре внимания проблема взаимоотношения власти и народа. Сатирик сознательно использует анахронизмы: он создал роман не о прошлом, а о настоящем России, хотя критики часто видели в произведении обратное. К примеру, И.

Тургенев писал, что “История одного города”, “в сущности, сатирическая реальная история русского народа во второй части прошлого и в начале нынешнего столетия”.

История одного города

Местом действия своего произведения Салтыков-Щедрин избирает город – обычный город с площадью в центре находится дом градоправителя и присутственные места, с собором, рынком, деревянными домами обитателей, многочисленными слободками-предместьями. Все в нем серо, однообразно, бестолково.

Глупов то похож на уездный городишко, то на столицу, то напоминает село с деревянной изгородью, то оказывается, что за глуповским выгоном проходит граница с Византийской империей.

Такая противоречивость объясняется тем, что Глупов для автора был моделью всей России, обобщенным образом, отразившим все самое типичное и самое страшное из российской истории, вечные пороки русской общественной и государственной жизни.

В романе выведена галерея градоначальников. Все они носят негативные “говорящие” фамилии. Салтыков-Щедрин выделяет три типа градоначальников: деспотов, либералов и демократов. Однако автор через сатиру гиперболу и гротеск показывает относительность такого деления.

Взаимоотношения правителей с глуповцами соответствует формуле: “Градоначальники секут, а обыватели трепещут”. Градоначальники похожи на марионеток: они, как заведенные, выполняют свои обязанности у них фаршированные или механические головы. Их приход к власти так же случаен, как и внезапная смерть.

Открывает галерею градоначальников молчаливый, энергичный, никогда не улыбающийся Брудастый. В создании образа использованы гротеск (только две мелодии нужны, чтобы управлять городом; туловище без головы – буквальное воплощение поговорки “нет головы на плечах”) и гипербола (строчил бумаги день и ночь). Щедрин указывает на “безмозглость”, бюрократизм этого градоправителя

Много общего с Брудастым имеет Прыщ. Он прибыл в город “отдохнуть-с!”, вообще не вмешивается в дела обывателей, поэтому они процветают. Автор гиперболизирует благополучие горожан: “Амбары просто ломились от приношений… огромные сундуки, не вмещали золото и серебро, а ассигнации беспорядочно валялись по полу”.

Щедрин настойчиво утверждает, что, не мешая развитию народа, власть принесет ему наибольшую пользу. Поэтому Микалаидзе смог прекратить одичание глуповцев после “войн за просвещение”, приказав просвещение “прекратить” и “законов не издавать”.

Беневоленский, хотя и создает совершенно бессмысленные законы из-за “непреоборимом наклонне к законодательству”, не мешает естественному ходу истории. Он устранился от дел, поэтому при нем “благополучие глуповцев… обрело лишь пущее утверждение”.

Правление Угрюм-Бурчеева – апогей деспотизма. Цель этого градоначальника – сломать старый Глупов и построить новый, правильный, европейский город, разрушив все здания в нем, изменив русло реки. Целыми днями он занят шагистикой, как автомат, отдает команды самому себе.

Это фанатик, которого автор называет “мрачным идиотом”. Он деспот в семье: его голодные, дикие дети однажды объелись и умерли. При правлении Угрюм-Бурчеева даже самые простые глуповцы при всей своей ограниченности и забитости ощутили, что “далее в этом воздухе дышать невозможно”.

Истории Угрюм-Бурчеева заканчивает роман картиной “не то смерча, не то ливня”, налетевшего на Глупов. Критики спорили о том, какой смысл вкладывать в “Оно”, уничтожившее Угрюм-Бучеева.

Некоторые видели в этом образе революцию, поскольку смерч появился в тот момент, когда у жителей заговорило чувство стыда, чем-то похожее на гражданское самосознание. Но Угрюм-Бурчеев не договорил свою последнюю фразу до конца: “Придет некто после меня, который будет намного ужаснее меня”.

Поэтому “Оно” считали символом еще более жесткой реакции, так как в “Описи градоначальников” говорится, что следующим правителем был Перехват-Залихватский, въехавший в Глупов “на белом коне”, сжег гимназию и уничтожил науки.

Деятельность градоначальников привела к тому, что “история прекратило течение свое”. Но это продолжалось недолго: река, которую пытался обуздать Угрюм-Бурчеев, смела плотину и вернулась в свое старое русло. Это символ естественного развития, которое противопоставлено абсурдной государственной власти.

Жизнь горожан изображена не сатирически, а трагически, положение глуповцев напоминает “черную, безграничную бездну”. Краски предельно сгущены, нет ни одного светлого пятна. У глуповцев нет четкой сословной принадлежности: они то ходят на службу, то работают в поле.

Среди них есть и “опасные мечтатели”, и “людишки и сироты”, и “чиновные архистратиги”. В целом это безликая масса: имен у обывателей нет. В этом их главное отличие от градоправителей, которые сохраняют индивидуальность. Салтыков-Щидрин подчеркивает забитость и верноподданнические чувства глуповцев.

Чтобы вызвать радость горожан, нужно лишь показать им правителя, для них важно, “чтоб на лице у начальника играла приветливая улыбка…”. Глуповцы не умеют отстаивать свои интересы перед властью. Они “и рады были взбунтоваться, но не могли никак устроить это, так как не знали, в чем заключается сама сущность бунта”.

“Бунт на коленах” мог перерасти настоящий, но этого так и не произошло, хотя автор указывает, что дорога в город Умнов лежит через город Буянов.

Критик, а Суворин упрекал М. Салтыков-Щедрина в “глумлении над народом русским”, но сам писатель утверждал, что “следует различать народ представляющий идею демократизма и народ исторический”. Именно второй с его безвольным миросозерцанием стал объектом сатиры, а первому писатель “всегда сочувствовал”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Eugenu/ автор статьи
Загрузка ...
It-Blog | SEO-INTERNET-HARDWARE-SOFT
Adblock
detector