Кавказский кинжал – живая история

Содержание
  1. Кинжал – сердце воина — Оружие — Охотники.ру
  2. Кавказский кинжал | Блог Этно-Шоп
  3. История
  4.  Серебряный кинжал «Кубачи» с серебряной отделкой
  5. Основные типы кавказских кинжалов
  6. Кама и бебут
  7. Кинжал посеребрёный кавказский
  8. Национальные особенности
  9.  
  10. Кавказский кинжал в серебряной отделке, украшенный позолотой и эмалью
  11. Декоративный элемент
  12. Как правильно выбрать и купить кавказский кинжал?
  13. Где на Северном Кавказе изготавливают самые лучшие кинжалы?
  14. Как правильно выбрать кавказский кинжал для подарка?
  15. На острие истории: как закалялся кавказский кинжал
  16. кавказский кинжал
  17. Клинковое оружие Осетии
  18. Производство оружия в Осетии
  19. Мастерская Османа Омарова
  20. Мастерская Гузуна Гузунова
  21. Мастерская Зинаиды Коджоянц
  22. Мастерская Мурдунова
  23. Мастерская Юсуфа Абдулова
  24. Шашки
  25. Кинжалы
  26. Кинжал №6249 III 689 С.В.22706.к.а
  27. Черкесские шашки и сабли
  28. Чеченское клинковое оружие в XIX — начале XX веков

Кинжал – сердце воина — Оружие — Охотники.ру

Кавказский кинжал – живая история

На Кавказе кинжал — традиционное оружие. Более того, оружие-символ. Горец получал его еще ребенком и носил не снимая. Кинжал — подтверждение того, что ты настоящий мужчина, это оружие чести и гордости, самостоятельности, самодостаточности и уважения, знак принадлежности к воинам.

О кинжале слагали песни и стихи, его упоминали в пословицах и народных сказаниях.

Без кинжала кавказец чувствовал себя голым и беззащитным, буквально теряющим основу основ под ногами.

Считалось, что кинжал олицетворяет дух мужчины.

Ему приписывали магические, целебные и совершенно невероятные свойства, наделяли его душой.

Обратите внимание

Обнаженный ради победы над врагом, восстановления справедливости, защиты родины, спасения слабого или кровной мести, кинжал олицетворял свет и могущество
народа.

Неудивительно, что на Кавказе кинжалов было больше, чем любого другого холодного оружия. И они были разные. Так, кинжал с прямым двухлезвийным клинком и прямой рукоятью называется «кама», а кинжал с такой же рукоятью, но искривленным клинком — «бебут».

Мужчины носили это оружие постоянно, начиная с подросткового возраста. Есть совсем крохотные кинжалы по 13–15 см, которые дарили детям. Кроме того, известно, что и женщины защищали свою честь кинжалом.

Казаки. Иностранная гравюра, XIX век.

Кавказские кинжалы имели характерные черты. Поверхность прямого двухлезвийного клинка разделялась долами, число которых с каждой стороны могло доходить до четырех и даже до шести. Долы облегчали вес клинка, увеличивали его прочность и одновременно служили неким декоративным элементом.

Некоторые мастера украшали их серебряной всечкой, писали на них слова молитв, пожелания владельцу, ставили свою подпись или имя хозяина кинжала.

Читайте материал «Нож кукри: универсальный трудяга»

Старые оружейники не делали двух совершенно одинаковых клинков, да это и невозможно в условиях ручной работы. Благодаря этому мы вправе считать кавказский кинжал не только оружием, но и произведением высокого искусства.

К концу XIX века наибольшее распространение на Кавказе получил простой прямой клинок от 45 до 50 см — классическое «золотое» сечение, когда размер кинжала целиком (клинка с рукоятью) равен размеру локтя (плеча). В этом есть мудрая народная эргономика. И это классика, все остальное — бесконечные, но не менее интересные вариации.

Фото автора.

Так, если классические черкесские кинжалы можно охарактеризовать строгой геометрией, шестигранной пятой, ромбическим сечением и средним размером (общая длина в ножнах до
50 см), то кинжалы дагестанские — это небольшие, изящные, узкие и легкие клинки, достигающие в длину 36–40 см.

Читайте материал «Женский взгляд на нож»

Что касается тифлисских кинжалов, то они настолько разнообразны, что выделить какой-то единый стиль практически невозможно. Связано это в первую очередь с тем, что многие тифлисские мастера были «отходниками» — переселенцами из других районов Кавказа, и изготавливали клинки по образу и подобию своих национальных кинжалов.

Фото автора.

А во-вторых, в Тифлисе отоваривались не только отдельные покупатели, но и целые группы русских офицеров или казачьих частей. А для таких заказчиков создавались кинжалы с совершенно особенной отделкой и геометрией клинка.

УМРИ ЗЛОДЕЙ ОТ РУКИ МОЕЙ!

По свидетельству русского писателя Бестужева-Марлинского, участвовавшего в сражениях Кавказской войны, надпись «Умри, злодей, от руки моей!» красовалась на клинке кинжала дагестанского абрека Амалат Бека. Эти слова как нельзя лучше характеризуют и оружие, на котором они были начертаны, и психологию горцев.

Еще чаще встречалась другая надпись: «Я кинжал, хозяину защита, врагу смерть» Впоследствии именно эти слова на свои клинки ставили тифлисские мастера, знающие, что` пользуется большим спросом у заезжих русских офицеров.

ВЕЧНО ВООРУЖЕН

Важно

Военный историк Г.Н. Прозри-телев выделил два вида черкесских кинжалов: небольшой узкий кабардинский и широкий шапсугский, от которого рана была наиболее опасной. На самом деле видов черкесского кинжала было гораздо больше, но не будем привередливы.

Отделка рукояти кавказского кинжала. Вид сбоку. Фото автора.

Роскошно отделанный кинжал был непременной принадлежностью черкесского костюма и вызывал естественную зависть у казаков и линейных офицеров.

Командир царского конвоя хан Гирей в свое время писал: «Это оружие можно, так сказать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они снимают с себя кинжал только тогда, когда скидают и верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен».

Читайте материал «Делаем качественный нож из пилы за два с половиной часа»

То же самое читаем в воспоминаниях об осетинах европейского художника, писателя и путешественника Кера Портера: «Одеваются они по примеру черкесов и никогда не появляются без обычного для их страны оружия — кинжала за поясом. Он широк у рукояти, утончаясь книзу в виде длинного острия; его длина 18 дюймов».

Надо отметить, что в Осетии кинжалы в основном были привозными, и осетинские мужчины, судя по описаниям очевидцев, использовали их не только как оружие, но и как бытовую вещь, что для гордого кабардинца или вайнаха считалось совершенно недопустимым.

«Молодые люди нарезали своими большими кинжалами мясо и бросали его в котел; они вместо ножа пользуются кинжалом», — писал в своих воспоминаниях немецкий ботаник Карл Кох, путешествующий по Кавказу в 1837–1838 гг.

И все-таки мне кажется, он что-то напутал. Уж слишком значим для горцев был кавказский кинжал, чтобы использовать его в бытовых целях. Думаю, в кулинарии применяли обычный или подкинжальный нож.  

МАСТЕРСТВО И ТРАДИЦИИ

В конце XIX века знаменитые дагестанские «кинжальные» мастера часто уходили на заработки в крупные населенные пункты Закавказья, Северо-Западного и Центрального Кавказа, и там «подстраивали» свои умения под вкусы и традиции местного населения. В результате для дагестанских кинжалов характерно много форм, клейм, видов закалки и отделки.

Амузгинско-кубачинские кинжалы отличались особым орнаментом. Клинки изготовлялись в Амузги и других селениях Дагестана, а уже для отделки отправлялись в Кубачи. Кубачинцы были высококлассными отделочниками, изумительными мастерами по серебру. Их работы — истинное украшение многих музеев мира.

Читайте материал «Как выбрать нож который режет»

Совет

По размерам амузгинские кинжалы были либо небольшими, легкими и изящными, либо крупными, с массивными клинками длиной до 48 см. На многих клинках, как правило лишенных каких-либо украшений, над долами арабской вязью были выгравированы надписи на даргинском, лезгинском, аварском, осетинском, или на турецком языке.

Казак на псовой охоте. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АРХИВА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДАРВИНОВСКОГО МУЗЕЯ

До сих пор из дальних районов Дагестана всплывает на антикварном рынке России и зарубежья до десяти оригинальных кинжалов в год. Само селение Амузги давным-давно разрушено неумолимым временем, а его знаменитые клинки еще живут.

В изготовлении кинжалов немало было занято и лакских мастеров, — как клиночников, так и серебреников. Они также работали по всему Кавказу, чаще всего в больших городах. Как водится, мастера подстраивались под вкусы местных покупателей, поэтому среди их изделий практически не встречаются большие дагестанские клинки.

Лакские кинжалы преимущественно невелики, с ножнами, богато украшенными гравировкой, чернью и позолотой. Иногда поверхность клинков окрашивалась в черный цвет, но такие кинжалы — большая редкость.

На свободной от долов части клинка обычно выбивалось имя мастера. Сами долы покрывались травлением, растительным орнаментом или зигзагами, имитирующими рисунок сварочной стали.

Читайте материал «Тайна якутского ножа»

На некоторых клинках вдоль дола или ребра делались арабские надписи, содержащие выдержки из сур Корана, дату изготовления по Хиджре или имя мастера. Примечательно, что на многих клинках можно встретить вытравленные изображения двуглавого орла, царского вензеля или рисунки с растительным орнаментом в русском стиле, а также имена мастеров, выбитые штампом на русском языке.

О тифлисских кинжалах трудно говорить, как о каком-то отдельном стиле. Скорее, речь может идти о смешении всех направлений рисунка, дизайна, методов украшения и декорирования в одном общем котле, из которого черпали свое вдохновение тифлисские мастера.

Кинжал грузинский, цельносеребряный. Фото автора.

Кинжалы выковывались из сварочной стали, с широкими или узкими долами (или ребром), с узором дамаска или орнаментом в долах; длина могла варьироваться от 35 до 60 см. Рукояти были самой разнообразной формы, из кости, рога, серебра, железа, дерева. Прибор и рукояти или богато украшались, или не украшались совсем.

Клинки других грузинских кинжалов имеют существенные отличия и характерные особенности. Обычно они небольшие, узкие, с ребром по центру или с одним долом.

Читайте материал «Булат и дамасск: как выбрать настоящий нож»

Мингрельские кинжалы характеризуются узким ромбовидным клинком. На каждой стороне клинка четыре плоскости, грани которых составляют крест святой равноапостольной Нины (напомню: крест святой Нины был сделан из двух изогнутых веточек виноградной лозы и связан волосами святой).

Обратите внимание

Кинжалы зугдидские и сухумские отличаются простым массивным ромбовидным клинком и смещенным прямым долом. Они богато украшены серебром и золотом с использованием техники филиграни и зерни.

Для гурийских клинков характерны либо квадратные рукояти, как у кинжалов Черноморского казачьего войска (ЧКВ), либо круглые, на манер ранних тифлисских.

В кутаисских кинжалах на ножнах повсеместно используется ложная зернь в крупных декоративных элементах: змейки, зигзаги или иной геометрический орнамент.

Клинок с игольчатым кончиком, предназначенным для раздвигания колец кольчуги.Фото автора.

Под протекторатом Османской империи армянам было запрещено иметь любое оружие, в том числе и холодное. Они были вынуждены в буквальном смысле все прятать в землю — «прах к праху». Те немногочисленные кинжалы, которые дошли до нас, не поддаются логической систематизации.

Я видел несколько армянских клинков, и самые интересные из них украшены всечкой золота и серебра или латунью вдоль долов. Всечка сделана необычным способом. Вся плоскость клинка просекалась тоненькой решеткой, в поверхность вбивалась проволока, создающая примитивный рисунок: животные, растения, геометрические фигуры.

Интересные факты о лермонтове

Читайте материал «Каким должен быть нож авантюриста»

Считается, что клинки армянских кинжалов крупные и тяжелые, длина от 40 до 62 см, вес от 325 до 900 г. Иногда поверхность клинка украшена вытравленным узором. Обе голомени почти параллельны и резко сужаются к острию на последней трети длины клинка, сам кончик игольчатый — для раздвигания колец кольчуги.

С правой стороны выбивались фигурные клейма, внутри которого арабскими буквами выбивалось имя мастера. Клинки украшались местным орнаментом и картушами, арабскими надписями (пожелание победы в бою, смерти врага, обещание помощи владельцу кинжала) или монограммой хозяина.

Легенды повествуют нам о старинных чеченских кинжалах, которые перерубали любую сталь, протыкали самую прочную кольчугу и были способны рассечь пополам всадника вместе с конем. Разумеется, это поэтическое преувеличение, однако вспомним, что чеченские кинжалы были знамениты и среди наших казаков. Как там они пели?

Жена молодая, с поникшей главой, Приносит супругу доспех боевой, И он принимает от белой руки

Кинжал Базалая, булат Атаги…

Традиционно чеченские кинжалы подразделялись на два типа: вороненые и полированные до зеркального блеска. До XX века они были большими и напоминали по форме и размерам римские мечи.

Фотооткрытка старого Тифлиса. Этот город был одним из центров производства холодного оружия, в том числе кинжалов.

Такой кинжал мог доходить до 70 см и назывался «беноевским». Украшения ножен и рукояти практически отсутствовали, значение имели только боевые качества клинка: сбалансированность оружия, твердость стали, острота лезвия.

После кавказских войн и памятного восстания Шамиля стали появляться более тонкие и легкие кинжалы, долы делались произвольно, от одного до трех-четырех. Колющий удар такого тонкого клинка практически всегда был смертелен, а рана от него опаснее рубленой или резаной.

Читайте материал «Как правильно заточить нож»

Примерно тогда же оружие стали активно украшать. Первоначально чеченские мастера копировали кабардинские узоры, но постепенно выработали свой стиль, и кинжал, несмотря на явно скромный вид отделки, полностью «одетый» в серебро с чернью, с золотой всечкой, мог стоить больше кабардинского коня.

Важно

Возможно, поэтому кавказская традиция дарить оружие свидетельствовала о глубочайшем уважении, до сих пор являясь знаком самой искренней дружбы.

Андрей Белянин 6 февраля 2018 в 14:10

Кавказский кинжал | Блог Этно-Шоп

Кавказский кинжал – живая история

Кинжа́л — холодное оружие с коротким, до 40 сантиметров прямым или изогнутым клинком, заточенным с двух сторон.

История

Ещё в древности воины пришли к выводу, что им требуется какое-то короткое колющее оружие, которое возможно постоянно носить с собой, и которым удобно действовать в ситуациях, когда нет возможности ни размахнуться палицей, ни задействовать копьё. Первые кинжалы были сделаны из дерева и кости. Вероятно, изначально в качестве кинжала использовались необработанные рога животных.

Традиционно еще в начале прошлого века, когда в кавказской семье рождался мальчик, ему дарили первый кинжал. Мальчики с 5-7 лет учились пользоваться шашкой, саблей и кинжалом, а к 14-15 годам становились опытными рубаками.

Обучение происходило под руководством взрослых, которые следили за выполнением того или иного упражнения и, при необходимости, давали указания, отмечали и поправляли ошибки или на личном примере показывали как выполняется тот или иной прием.

В силу географических, климатических условий и национальных традиций у каждого народа с течением времени выработался свой тип ножа, отличающийся от ножей других народов.

Такие ножи в соответствии с национальными традициями получили название национальных. Для народов Кавказа таким оружием стал кинжал.

Известно, что во все времена кавказский кинжал остается произведением ювелирного искусства и обладает блестящими боевыми характеристиками.

 Серебряный кинжал «Кубачи» с серебряной отделкой

Одним из основных исторических центров по изготовлению оружия и кольчуги является дагестанское село Кубачи. Недалеко от нег,о в местечке под названием Амузги, куют клинки для кинжалов и сабель. В Кубачах приобретали ножны и рукоятки, которые инкрустировались серебром и золотом, гравировались.

Оружие являлось одним из атрибутов богатства. Амузгинская, дамасская и булатная сталь считались лучшими. Отсюда оружие поставлялось в Российскую империю, на Восток и в Европу.

Кинжал был очень популярен в качестве элемента одеяния воина. И не только у кавказцев. Известно, что русский император Николай II носил одеяние с кинжалом, белогвардейские офицеры и офицеры других стран использовали кинжал в качестве дополнения к военному одеянию.

Основные типы кавказских кинжалов

В массе своей, все они имеют схожую однотипную конструкцию — прямой обоюдоострый клинок, параллельные лезвия которого плавно сужаются к острию, и рукоять, с расширенным основанием, узким черенком и головкой в форме колпачка. Кинжальный клинок ромбовидного сечения заканчивается вытянутым четырехгранным острием, обладающим высокой проникающей способностью.

Как правило, он усилен ребром жесткости, либо проработан долами, число которых колеблется от одного до четырех. Долы с разных сторон клинка могут располагаться асимметрично относительно друг друга. Они придают клинку декоративность, увеличивают его прочность и, вместе с тем, снижают вес. Рукояти кинжалов изготовлены из разных материалов — кости, рога, железа, серебра.

Кама и бебут

Основное предназначение кинжала – нанесение колющих ударов противнику. Сейчас существуют два основных типа – с прямым или изогнутым клинком. Первый называется кама, второй – бебут.

Прямой кинжал имеет клинок, острый с обеих сторон, резко сужающийся к концу. Рукоять у него короткая, обычно делается из кости или рога, с расширенным основанием и удлиненной головкой. Из металла изготавливаются накладные элементы. Некоторые кама имеют усиленные боевые свойства за счет выступающей средней части.

Совет

Бебут – боевой кавказский кинжал, который отличается от кама только тем, что конец его изогнут. Он не так широко распространен, как прямой.

Клинки и бебута, и кама в длину от 40 см. Они имеют долы и ребра, которые увеличивают их прочность.

Кинжал посеребрёный кавказский

Национальные особенности

«Будь медлен на обиду, к отмщению скор»
По свидетельству русского писателя Бестужева-Марлинского, служившего на Кавказе офицером в период Кавказской войны, именно  такая надпись красовалась на клинке кинжала дагестанского абрека Амалат Бека. Эта надпись как нельзя лучше характеризует и то оружие, на котором была начертана, и самих горцев, которые этим оружием пользовались.

Настоящие витязи Кавказа с одной стороны были очень скромными, почтительными и вежливыми людьми, строго следившими за тем, чтобы ни в коем случае не обидеть своими действиями окружающих, а с другой – полными достоинства воинами, всегда готовыми с быстротой молнии ответить на реальное оскорбление ударом кинжала. В целом такое положение вещей было характерно не только для адыгов, но и для других народов Северного Кавказа.

 

В тот период кавказские мужчины носили кинжал постоянно, начиная с подросткового возраста. Его использовали и как оружие, и как предмет домашнего обихода для различных хозяйственных нужд — рубки хвороста, нарезки мяса и т. п.

Кроме того, кинжал являлся непременной принадлежностью костюма мужчины любой социальной прослойки, имевшей право носить оружие. Горец ел, пил, работал, развлекался, всегда с кинжалом на поясе и даже ложась спать, клал его под свое изголовье. Следовательно, он всегда был вооружен.

Таким образом, именно кинжал символизировал собой мужское достоинство и готовность хозяина отстоять это достоинство в любой момент.

В ближнем бою кинжал был страшным оружием, которым можно было рубить, колоть и резать. Техника его использования включала прыжки, обманные движения и внезапные выпады.

 Русские офицеры-участники Кавказской войны с восхищением отзывались о том, с каким мастерством и ловкостью горцы владели своими клинками.

В рукопашной схватке кинжал нередко служил горцу и оружием для левой руки, когда правая рука с шашкой или саблей атаковала противника, левая с кинжалом, парировала оружие врага.

Среди горских аристократов довольно часто случались поединки и дуэли на кинжалах. Правила проведения таких поединков у разных кавказских народов были различны. В частности, у осетин поединок проводился на заранее отведенной судьями площадке, расположенной неподалеку от святилища.

Обратите внимание

Для Чечни и Дагестана был характерен другой способ проведения дуэли. На земле расстилали бурку,  становились на ее края и начинали рубиться кинжалами.

В случае если один из противников сходил с бурки, другой имел право его заколоть. В ходе дуэли кинжал следовало держать прямым хватом и наносить им только рубящие удары.

Гораздо более опасные для жизни колющие удары были запрещены. Смерть человека от колотой раны расценивалась как умышленное убийство.

Кавказский кинжал в серебряной отделке, украшенный позолотой и эмалью

Важную роль в процессе приобретения навыков обращения с холодным оружием вообще, и с кинжалом в частности, играли воинские танцы, которые одновременно являлись средством проверки выработанных навыков боя.

В танцах воспроизводились различные сцены боя. Юноши и мужчины демонстрировали свою силу, ловкость и воинское искусство.

С оружием в руках они выполняли различные прыжки, вращения, выпады, махи и другие движения.

Декоративный элемент

С окончанием Кавказской войны кинжал фактически перестал служить боевым оружием.

Хотя горцы еще какое-то время пользовались им для самообороны, в дальнейшем он, подобно газырям, всё больше и больше превращался в чисто декоративную принадлежность национального мужского костюма, которая и по сей день живо напоминает о тех временах, когда статус мужчины в обществе определялся не толщиной его кошелька, а личным мужеством, воинской доблестью и честью.

Как правильно выбрать и купить кавказский кинжал?

Кавказский кинжал – живая история

Давно прошли те времена, когда кавказский кинжал был важным атрибутом мужского гардероба на Кавказе. Горцы с большой любовью относились к кинжалам, воспевали его в песнях и стихах. Не зря Расул Гамзатов наставлял: .

Ксения Алферова

Много традиций и обычаев на Кавказе связаны с ношением либо применением кинжала. К примеру, на свадьбах джигиты танцевали лезгинку возле своих избранниц, держа при этом в зубах свои клинки.

Конечно же, уже не встретить на улице человека с кинжалом на поясе. Тем не менее, в последние годы популярность его растет. Связано это с тем, что широкую известность в России получили кавказские хореографические ансамбли.

Практически все танцы народов Северного Кавказа исполняются с кинжалом на поясе.

Но самой главной причиной возрождения интереса к кавказскому холодному оружию стало то, что люди начали ценить настоящее народное творчество, больше интересуются историей и традициями, и хотят дарить своим родным и близким действительно ценный подарок!

Где на Северном Кавказе изготавливают самые лучшие кинжалы?

В последние годы на волне спроса кинжалы стали клепать чуть ли не в каждом ауле. Это не могло не сказаться на качестве изделий, что подрывает авторитет кавказских оружейников. Радует и то, что люди становятся сведущими в вопросах выбора клинка.

Центром оружейного дела на Кавказе всегда был знаменитый город Кизляр. Местные мастера-оружейники известны на весь мир своими невообразимыми по красоте и крепости стали изделиями.

Знаменитые на весь мир бренд ножей Кизляр именно оттуда.

Ниже Вы узнаете, какие виды кинжалов изготавливают кизлярские мастера, на что нужно обратить внимание в первую очередь при выборе кинжала, и как правильно ухаживать за ним.

Как правильно выбрать кавказский кинжал для подарка?

Кинжал – очень ценный и значимый подарок для уважаемого человека. Важно тщательно подойти к его выбору, но для этого нужно знать основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при выборе кинжала.

В первую очередь, нужно определиться, какое именно изделие вы хотите подарить – сувенирное либо настоящее. Здесь все зависит от того, как будет использовать его человек, которому вы хотите подарить кинжал. Одно дело, если он просто повесит изделие на стену, либо поставит на полку и будет любоваться, другое – начнет рубить им дрова.

В первом случае вполне можно обойтись сувенирным кинжалом, во втором понадобится настоящий клинок. Только нужно учесть одну важную деталь: настоящий клинок подпадает под понятие «холодное оружие». И все, что связано с его ношением, хранением и применением определяется Федеральным законом «Об оружии» №150-ФЗ от 13 декабря 1996 года.

Если хотите подарить настоящий клинок, то обязательно вначале ознакомьтесь с требованиями вышеназванного закона. А мы с вами разберемся, как правильно выбрать кавказский сувенирный кинжал для подарка. Открою небольшой секрет: у хороших мастеров очень сложно найти грань между сувенирным и настоящим кинжалом.

Поэтому, если хотите подарить кинжал либо приобрести себе, то лучше остановиться на сувенирном варианте. Во-первых, проблем с законом никаких не будет; во-вторых, совсем несложно из сувенирного кинжала сделать боевой (при желании и определенной сноровке).

Выбирая кинжал в подарок, нужно обратить пристальное внимание на следующие аспекты:

  • Наличие лицензии и паспорта на изделие.
  • Сталь, которая применена для изготовления клинка и ножен.
  • Дизайн и параметры кинжала.
  • Чистота и аккуратность работы мастера.

Остановимся подробнее на каждом аспекте…

Обязательно требуйте предъявлять лицензию на изделие у продавца. Неважно, где и у кого вы покупаете: в обычном магазине либо в интернет-магазине. Конечно же, продавец не обязан вам давать саму лицензию (он должен только предъявить ее), но мы всем клиентам, купившим у нас кавказский кинжал, к сопроводительным документам в заказе прикладываем копии лицензий.

Кроме лицензии, каждый кинжал в обязательно порядке должен иметь паспорт, в котором указывается ГОСТ, размеры изделия, организация-изготовитель, печать производителя, дата изготовления и прочая информация.

Вывод №1 – всегда и везде требуйте показать Вам лицензию на изделия, а вместе с кинжалом вам ОБЯЗАНЫ выдать паспорт на него.

Следующий важный аспект – сталь клинка и ножен. Для изготовления самого клинка применяется одна сталь, а для ножен – другая. Помните, что этот аспект – самый сложный для проверки. Все выявится со временем в процессе эксплуатации.

Важно

В изготовлении ножен и рукояток кинжалов применяют два основных металла – мельхиор и латунь. И первый, и второй имеет свои плюсы и минусы. К примеру, латунь со временем может начать темнеть, поэтому придется раз в год протирать ножны специальным блескообразующим средством. Мельхиор в этом отношении устойчивее, но он больше подвержен коррозии.

Пример латунных ножен и рукоятки:

Пример мельхиоровых ножен и рукоятки:

Клинок – главный элемент кавказского кинжала. От его твердости зависит долговечность всего изделия. К сожалению, некоторые производители, пользуясь неосведомленностью клиентов, не всегда добросовестно относятся к выбору стали для изготовления клинка.

https://www.youtube.com/watch?v=tPbe6WoA1BU

Во всех наших кинжалах использована сталь 65Х13, обзор которой вы можете прочитать в блоге, обладающая отличной коррозийной стойкостью и режущей способностью, очень легко затачивается.

Основное применение данной стали – медицинская промышленность (скальпели, ножницы и другие медицинские инструменты).

Кроме того, согласно ГОСТу, данная маркировка стали применяется при изготовлении кухонных ножей и пил в деревообрабатывающей промышленности.

Важно: не забывайте обслуживать клинок, дабы не допустить коррозию. Раз-два в год нужно протирать его маслом и тогда будет он служить вам долго и верно.

Вывод №2 – не важно, кинжал с какими ножнами вы выберете, самое главное – сталь клинка. Будьте внимательны, чтоб вам не подсунули алюминий или другой дешевый металл. Сталь 65Х13 – один из самых лучших вариантов.

Дизайн и параметры кинжала – довольно субъективный аспект. Как говорится: «На вкус и цвет – товарищей нет». Но, и здесь есть определенные правила. Если говорить о габаритах кинжала (в первую очередь, длина), то тут нужно исходить от антропометрических параметров самого человека (его рост, телосложение) и склада характера.

Согласитесь, глупо будет подарить дядьке под 190 см и в сажень плечах, директору крупного бизнеса кинжал длиной 25 см. К примеру, если мужчина любит большие автомобили (джип и прочее), то ему, скорее всего, понравится большой кинжал. Если же человек любит маленькие гоночные автомобили, тот тут можно выбрать и поменьше. Тут все очень индивидуально.

Если у Вас возникли сложности с выбором, то позвоните нам по указанным ниже телефонам, и наши операторы помогут подобрать подходящий кинжал:

Совет

                                                8 (499) 553-01-23 — в Москве
                                                8 (812) 648-28-04 — в Санкт-Петерурге
                                                8 (800) 333-48-46 — бесплатно по России

                                                Заказать бесплатный звонок! — по всему миру

Кавказский кинжал олицетворяет в первую очередь красоту и гордость мужчины! Поэтому, наши мастера очень творчески подходят к дизайну изделий. Один из самых любимых и популярных кинжалов – с кожаной вставкой.

Пример кинжала с кожаной вставкой:

Пример кинжала с кожаной вставкой коричневого цвета и мельхиоровой вставкой:

Вывод №3 – дизайн и параметры кинжала целиком и полностью – ваш выбор. Наша главная цель – сделать так, чтоб каждый человек смог найти в нашем каталоге кавказских кинжалов подходящий для него вариант.

Последний аспект – чистота и аккуратность мастера. Немаловажный момент, так как неприятно дарить изделие, у которого повреждена рукоять либо кривое лезвие. Тут нужно очень внимательно смотреть либо заказывать в проверенных интернет-магазинах. Если же вы в первый раз забрели в магазин, то обязательно прочитайте отзывы людей, которые заказывали до вас.

Мы постарались подготовить для вас подробную инструкцию, которая должна помочь в выборе кинжала. Если Вы хотите порадовать себя либо своих друзей отличным подарком, то приглашаем Вас в наш каталог «Кавказские кинжалы». Мы учли все названные нюансы, и Вы можете быть уверены в качестве наших изделий:

Общий вывод: купить кавказский кинжал – с первого взгляда это просто сделать. На самом деле, требуется много знаний и определенная практика. Но, если правильно сделать свой выбор, то будьте уверены, что ваш подарок на долгие годы будет радовать человека, которому он был адресован.

С уважением, Али Аскеров!

Читайте также

Вас может заинтересовать

На острие истории: как закалялся кавказский кинжал

Кавказский кинжал – живая история

Кавказский кинжал воплощает богатую культуру холодного оружия в этом регионе. Яркая история Кавказа поможет раскрыть тайну появления непревзойденных местных мастеров.

Принято считать, что свою форму кавказский кинжал наследует от древнегреческого меча ксифоса и древнеримского гладия.

Древнейшие сообщения об этом оружии дошли до нас из арабских летописей, где его называли «ханджар» (буквально — «лист железа»). Еще одна трактовка слова — тюркская, где «канжар» читается как сочетание слов «кровь» и «пороть».

Такие смыслы слишком просты для того глубокого значения, которое кинжал имеет именно в кавказской культуре.

Первый импульс развития, по одной из версий, был получен от монгольской Орды.

Природа, растения и животные республики марий эл

Из исторической хроники известно, что обложенные монголами кавказские территории платили дань не монетами или сырьем, а готовым оружием — кинжалы, стрелы и средствами боевой защиты — шлемы, кольчуга.

Такое признание особенно примечательно, ведь в регионе ещё не было условий для полноценной разработки богатых месторождений. Заметный археологический след на этом этапе оставили черкесские племена.

Новый виток отмечается в период влияния Османской империи. Проблемы с логистикой стимулировали кавказских мастеров разрабатывать новые подходы к изготовлению клинков из негомогенных материалов.

Если в других регионах родственники могли захоронить оружие вместе с воином, то на Кавказе один кинжал передавался из поколения в поколение.

В орнаменте ножен иногда скрывалась родословная владельца, поэтому расставание с кинжалом было подлинной трагедией.

Обратите внимание

По итогам кавказских кампаний Российской империи логистика стала значительно безопаснее, а местные мастера получили доступ к сокровищам уральских и сибирских месторождений: драгоценные камни и металлы приносили сами заказчики.

Все богаче инкрустировались рукоять и ножны. Кинжал стал отчетливым признаком сословной принадлежности, ими владели императоры, не говоря уже об офицерах.

Распространился обычай владения тремя кинжалами на протяжении жизни: маленький — для мальчика, подростковый и, наконец, боевой.

Русские власти инициировали участие этих произведений искусства в столичных международных выставках. Кавказский кинжал поражал в равной степени и качеством клинка, и ювелирно-художественной составляющей. Изысканный кавказский стиль переживал пик своей популярности.

С установлением советской власти по Кавказу прошла кампания разоружения, многие артефакты были безнадежно утрачены или повреждены.

Но численность мастеров многократно увеличилась благодаря растущему спросу на ювелирные и оружейные изделия, к числу которых относится и кинжал.

Так Кавказу удалось сберечь непревзойденную технику производства кинжалов, которая и сегодня рождает удивительные по красоте авторские работы.

Обзор представлен сайтом Кинжал.su (http://kinzhal.su)

кавказский кинжал

Кавказский кинжал – живая история

Боевой кавказский кинжал общепризнанно считается общекавказским феноменом, насчитывающим несколько тысяч лет.

За столь долгое время существования боевого кавказского кинжала неизбежно происходят изменения в деталях формы, технологиях, традициях изготовления и украшения, технике и тактике применения в бою.

В самом схематичном и упрощенном варианте историю развития и совершенствования боевого кавказского кинжала можно представить как переход от кинжала, изготовленного из бронзы, к кинжалу из железа раннего железного века, а затем и к кинжалу со стальным клинком. И даже клинком, изготовленным из булата или Дамаска

Важно

За боевым кавказским кинжалом прочно закрепилась слава идеального холодного оружия, с помощью которого при приложении мускульной силы человека осуществляется надежное поражение цели.

Такой целью мог быть противник или крупная дичь на охоте. В любом случае кинжал был безотказен и надежен. И всегда под рукой.

Традиционно кавказский кинжал использовался в пешем бою. Можно выделить несколько основных и важных свойств боевого кавказского кинжала, связанных с этим феноменом.

Основным феноменом кавказского кинжала являлась его универсальность. Она заключалась в возможности и уместности использования его не только в рукопашном бою, но и в работе по хозяйству, и в особенности в боевом походе и вылазке в качестве инструмента жизнеобеспечения.

Второй феномен — это сопровождение своего владельца во всех случаях и ситуациях. От рождения до самой смерти.

Третий феномен — это то, что боевой кавказский кинжал был оружием знаковым. Символом, который мог многое сказать о его владельце: его характере, положении в обществе и заслугах.

Четвертый феномен — это традиции, народные обычаи и легенды, связанные с боевым кавказским кинжалом.

Пятый феномен — многотысячелетняя приверженность одному типу традиционного боевого кинжала.

Совет

Шестой феномен — боевой кавказский кинжал и опыт владения и обращения с оружием на Кавказе, накопленный за тысячелетия.

Седьмой феномен — выработка исключительно эффективной техники и тактики использования боевого кавказского кинжала в рукопашном бою.

Каждый из этих феноменов заслуживает рассмотрения по отдельности. Чтобы описать все по каждому из этих направлений, не хватит и множества томов книг.

В то же время, несмотря на то уважение и почтение, которым на Кавказе окружены оружие вообще и боевой кинжал в частности, этот вопрос еще недостаточно и не в полной мере изучен учеными, И это несмотря на то, что для нашей отечественной истории боевой кавказский кинжал и его история значат гораздо больше, чем самурайский меч, европейская шпага или меч рыцаря.

26 февраля 2013

Клинковое оружие Осетии

Кавказский кинжал – живая история

Прежде чем перейти к рассмотрению осетинского клинкового оружия, для изучения оружия помимо вещественного материала очень важны наративные и документальные источники.

Осетии, которая по дореволюционному административному делению входила в состав Терской области, не повезло в отношении источников по оружейному делу. С документальными источниками Осетии, как и всему этому региону (в Терскую область входила не только Осетия, но и Чечня и Ингушетия), тоже не повезло. Дело в том, что архив Терского пробира не сохранился.

Вещественный материал, конечно, имеется в музейных коллекциях, но он плохо выделен из общей массы кавказского оружия, что объясняется недостаточной изученностью признаков, свойственных для осетинского оружия, его орнаментики и конструктивных особенностей.

Поэтому в настоящей работе осетинское клинковое оружие и его производство будет представлено слабо, то есть конец XIX – начало XX веков.

Производство оружия в Осетии

В 1850 году русская военная крепость Владикавказ получила статус города. В 1852 году в городе вместе с расположенным рядом осетинским селением проживало всего 2500 жителей, в 1870 году – уже 10 тыс, а в 1890 году – 32 тыс. жителей.

Население в начале состояло из русских, затем к ним присоединились осетины, армяне, евреи, грузины, чеченцы, ингуши и много казаков.

Поначалу оружейное и серебряное ремесла были развиты очень незначительно, в 1852 году в городе работал лишь один мастер золотого и серебряного дела, в 1861 году во Владикавказе проживали один мастер серебряного дела, который оправлял серебром ружья, пистолеты и кинжалы, и два мастера золотых дел, изготовлявших украшения европейского типа.

Во Владикавказе в 1861 году жили 6 купцов, которые торговали золотыми и серебряными изделиями европейской работы. В 1867 году в городе появилось уже 3 серебряника. В дальнейшем число мастеров значительно возросло.

Этому способствовало положение города как центра Терской области и главного города Терского казачьего войска, вокруг которого располагались казачьи станицы (по уставу терские казаки должны были иметь холодное оружие, оправленное в серебро). Кроме казаков во Владикавказе в конце XIX века было расквартировано более 12 тысяч регулярного войска.

Наличие большого числа военных также создавало благоприятные условия для производства украшенного оружия. Во Владикавказ мастера приезжали из разных областей Кавказа – из Ахалциха, Шуши, но в основном из Дагестана, преимущественно из Кази-Кумухского округа и Кубачи – (стр. 53 Э.Г.Аствацатурян часть 1 М. 1977г.). Маргграф пишет – цитирую: «Дагестанцы идут о Осетию, Кабарду, и Кибанскую область, их железные изделия, в том числе и оружие, всегда находят обильный спрос и сбыт» – (стр.202 О.В.Маргграф).

Во Владикавказе было несколько крупных мастерских: мастерская Османа Омарова, мастерская Гузуна Гузунова, мастерская Зинаиды Коджоянц, мастерская Юсупа Абдулова, мастерская Мурдунова. Краткие сведения об этих мастерских автор приводит в настоящей работе.

Мастерская Османа Омарова

Осман Омаров был мастером холодного оружия родом из лакского селения Кази-Кумух (родился в 1850 году). В конце XIX – начале XX века имел мастерскую во Владикавказе, в ней работали 15-20 рабочих. Другие источники называют иную цифру – 40-50 человек.

В 1900 году заведение состояло из цеха, где делали клинки, ювелирного цеха и магазина. Мастерская Османа Омарова принимала заказы на поставку шашек, кинжалов для казачьих войск и производила охотничьи кинжалы, а также принимала заказы на выполнение золотых и серебряных ажурных работ.

Особенно интенсивно мастерская работала в годы I Мировой Войны, в 1914 году в ней работали 70 человек. Сталь для изделий получали из владикавказских железнодорожных мастерских. Клинки делали для регулярного войска и распределяли тут же на месте. Частыми заказчиками были казаки.

Клинки мастерской Османа Омарова пользовались у них наибольшей популярностью – (стр.126 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Мастерская Гузуна Гузунова

Большая мастерская принадлежала Гузуну Гузунову, также уроженцу лакского селения Кази-Кумух. Он был мастером холодного оружия и серебряных дел, руководил мастерской вместе с братом Дурпалом. Годами жизни Гузуна называют 1844 – 1924, по другим сведениям 1844 – 1913. во Владикавказе он начал работать со второй половины 1880-х годов.

В 1889 году Гузунов имел 5 подмастерьев и 3 учеников. В дальнейшем мастерская расширялась и в ней работали 20 – 30 человек, это были частично односельчане из Кумуха и частично Кубачинцы. Это были люди разных специальностей: кузнецы – клиночники и серебряники.

Заведение состояло из цеха, где делали клинки, из ювелирного цеха, где делали серебряные украшения, и магазина. Мастерская располагалась на одной из главных улиц города – Александровском проспекте. Наиболее интенсивно мастерская работала до 1915 года, а просуществовала она до 1925 года.

Обратите внимание

Мастерская Гузунова изготавливала шашки, сабли, кинжалы, пояса, портупеи, пистолеты (кремневые, т.к. после окончания Кавказской Войны царская администрация запретила жителям Кавказа, мастерам-оружейникам изготавливать современное огнестрельное оружие – револьверы и магазинные винтовки. – стр.206, 207 О.В.

Маргграф), кобуры, а также мужские и женские пояса, нагрудные крючки к женскому костюму, зонты, набалдашники для палок и зонтов. – (стр.126, 127 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г).

Генератор сигналов

Мастерская Зинаиды Коджоянц

Крупная мастерская во Владикавказе принадлежала Зинаиде Коджоянц. Основателем мастерской был Оганез Коджоянц, приехавший во Владикавказ из села Башекинт Эриванской губернии. Оганез был мастером филиграни. После его смерти владелицей мастерской стала его вдова Зинаида. На изделиях мастерской ставилось клеймо с ее инициалами «ЗК».

Управляли же мастерской ее сыновья Гайк, младший Акоп, имя третьего сына неизвестно. Мастерская помещалась на центральной улице – Александровском проспекте. В мастерской работало 60 человек, из них 17 учеников. При мастерской имелся магазин, торговавший своими золотыми и серебряными изделиями.

В самой мастерской изготавливали оправу на оружие, церковную утварь, цепи для крестов, осветительные приборы для церкви и частных лиц, вазы, столовые приборы, пояса, женские украшения, портсигары, набалдашники для палок, запонки, брошки, брелки. Клинков в мастерской не делали, их покупали за границей, в основном из дамасской стали.

Из местных мастеров клинки покупали только у чеченского мастера Чиллы – (стр. 131 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Мастерская Мурдунова

На клинках шашек и кинжалов встречается фамилия «Мурдуновъ», сделанная травлением или выбитая штампом. На серебряных деталях этих предметов имеются владикавказские пробирные клейма. Э.Г.Аствацатурян считает, что это была крупная мастерская (больше по этой мастерской никаких сведений нет).

Мастерская Юсуфа Абдулова

В число самых крупных заведений Владикавказа входило торгово-промышленное предприятие Юсуфа Абдулова – мастерская и магазин с годовым оборотом в 20000 рублей. (Других сведений об этой мастерской также нет) — (стр.131 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004 г.).

Кроме крупных мастерских, во Владикавказе было много мелких, где работали мастера в одиночку или с помощником.

Некоторые из них ставили клеймо, они также выбивали штампом свое имя или фамилию по-русски – Г.Бутаевъ, Мамаговъ, Жамал, Исмаилъ, Ранимака, Магомед-Абакар.

Важно

— (ни каких других источников кроме вещественного материала об этих мастерских и мастерах нет) — (стр-15 16 Э.Г.Аствацатурян, М.1982г.).

Всего же во Владикавказе, как отмечали деятели Терского статистического комитета в 1897году, в год производилось 338 шашек.

Подведем итоги. Оружейное дело в Осетии в конце XIX – начале XX века можно охарактеризовать как мелкотоварное производство. Основная часть мастеров была сосредоточена во Владикавказе, подавляющее большинство из них – это отходники из Дагестана (лакцы). Маргграф отмечал, что «дагестанцы идут в Осетию» — (стр.220 О.В.Маргграф). В больших мастерских Владикавказа работали только 2-3 осетина.

Промысел же местных оружейников постепенно приходил в упадок, вытесняемый более профессиональным трудом дагестанцев, хотя уровень мастерства дагестанцев в конце XIX – начале XX века тоже имел тенденцию к снижению.

Это может объясняться тем, что клинковое оружие в конце XIX – начале XX века уже потеряло свое значение как оружие поражения, но осталось его значение как украшения, поэтому все внимание мастеров было сосредоточено на внешней отделке клинка и оправе ножен, которые они довели до совершенства, и это оружие вполне удовлетворяло и кавказского, и заезжего покупателя, которым в большинстве случаев шашка и кинжал были нужны не сколько в качестве оружия, сколько в качестве необходимой принадлежности национального костюма (черкески) или украшения на настенном ковре в доме.

Единственная мастерская, в которой изготовляли качественные боевые клинки, принадлежала Осману Омарову, именно «османские» клинки высоко ценились и пользовались наибольшей популярностью.

В магазине, принадлежавшем Зинаиде Коджоянц, продавались очень высококачественные клинки, но эти клинки были выкованы знаменитым чеченским мастером Чиллой. Но ни мастерская Османа Омарова, ни Чилла плавку стали не производили.

Осман Омаров получал сталь из владикавказских железнодорожных мастерских, то есть покупал привозную сталь. Чилла получал сталь от русских и чеченцев, привозивших ее из Дамаска. Таким образом, на территории Осетии в конце XIX – начале XX века плавки стали не было.

Сталь поступала в Осетию из России и привозилась из-за границы в слитках и клиночных полосах. Большинство шашек, сабель и кинжалов особыми достоинствами не отличались, это были неплохие и красиво отделанные клинки. Во Владикавказе было развито ювелирное дело, в каждой крупной мастерской был ювелирный цех.

Шашки

Крупным центром по изготовлению оружия в конце XIX – начале XX века стал город Владикавказ, главный город Терской области. Для шашек владикавказской работы характерны следующие признаки:

Клинки обычной формы, мало изогнутые с долами, поверхность клинков нередко украшена травлением (это или зигзаги, подражающие узору сварочной стали, или растительный орнамент, состоящий из стеблей с крупными розетками и листьями).

Нередко в средней части орнамента с одной стороны клинка помещался двуглавый орел под короной, а с другой стороны клинка – царский вензель. На клинках шашек владикавказской работы также встречаются изображения орла на горе, человеческих фигур и всадника – (стр.

132 Э.Г.Аствацатурян С-Пб 2004г.).

Совет

На клинках травлением, гравировкой или штампом по-русски ставилось имя мастера или владельца мастерской: Османа Омарова – «Османъ», «Омаровъ», «Османъ Омаровъ»; Гузуна Гузунова – «Гузунъ», «Гузуновъ», «Гузунъ Гузуновъ»; Мурдунов – «Мурдуновъ»; Г.Бутаев – «Г.Бутаевъ»; Момагов – «Момаговъ»; Жамал – «Жамал»; Исмаил – «Исмаилъ». Эти клинки были хорошего качества и высоко ценились русскими офицерами – (стр.15, 16 Э.Г.Аствацатурян М.1982г.).

Рукояти шашек были двух типов: кавказского и азиатского. Рукояти и приборы ножен были серебряными, но иногда делались железными с золотой насечкой.

Рукояти и приборы ножен украшались орнаментом, который выглядел так: на головке рукояти в центре располагалась розетка, от которой отходили черневые S-образные завитки (ветви) и параллельные им белые стебли с многочисленными обращенными внутрь листьями и завитками.

На черене рукояти изображался орнамент того же типа, но симметрично построенный: от центрального ромба в четыре стороны отходят одинаковые, спирально закрученные черневые стебли. В построении этой части узора чувствуется влияние черкесской орнаментики.

Орнамент обрамлен черневыми рамками с белыми черточками внутри, а затем филигранными полосками. Орнамент выполнялся глубокой гравировкой, фон камфарен точками и нередко вызолочен.

Кинжалы

Владикавказские кинжалы можно выделить по ряду признаков. Среди них встречаются клинки с одним, двумя, тремя и четырьмя долами, поверхность которых украшалась травленым узором – вьющимися стеблями или подражанием узору сварочной стали.

У пяты располагалось имя мастера или владельца мастерской, которое выбивалось штампом, надписывалось гравировкой или травлением. Как правило, имя и фамилия писались по-русски, например: «Г.Бутаевъ», «Мамаговъ», «Исмаилъ», «Османъ».

Обратите внимание

В некоторых случаях поверхность клинка с одним долом окрашивалась в черный цвет, краска удерживалась при помощи штриховки поверхности клинка – (стр.36 Ю.А.Нацваладзе, стр. 15, 16 Э.Г.Аствацатурян М 1982г).

В Государственном Музее Искусства Народов Востока хранится осетинский кинжал за №6249 III 689 С.В.22706.к.а., сделанный во Владикавказе в мастерской Османа Омарова лакским отходником оружейником в конце XIX века.

Кинжал №6249 III 689 С.В.22706.к.а

Длина в ножнах – 49 см 3 мм.

Длина общая без ножен – 47 см 3 мм.

Длина клинка – 34 см 3 мм.

Длина рукояти – 13 см.

Длина черена рукояти – 7 см 2 мм.

Ширина клинка у основания рукояти – 3 см. В средней части ширина клинка 2 см 8 мм, в третьей части ширина клинка 2 см 5 мм, далее оба лезвия клинка образуют штыковой конец, которым и заканчивается клинок. В поперечном сечении клинок имеет ромбовидную форму.

Толщина клинка — 5 мм.

Длина ножен – 36 см 3 мм.

Клинок кинжала стальной, обоюдоострый, лезгинского типа – то есть дол с каждой стороны клинка смещен в сторону лезвия. Поверхность клинка отполирована до зеркального блеска. На правой и левой стороне клинка штампом выбито клеймо «Османъ».

Рукоять кавказского типа, деревянная, полностью обложена листовым вызолоченным серебром, и скреплена с хвостовиком двумя сквозными заклепками, со шляпками с правой лицевой стороны, имеющими полусферическую форму и разделенными на дольки.

Основание и головка рукояти отделены от черена рукояти двумя поясками крупной зерни. На черене рукояти помещены четыре четырехлепестниковые розетки, выполненные глубокой гравировкой, золочением и чернью.

Основание и головка рукояти украшены лакским орнаментом «Мурх».

Ножны представляют собой серебряный вызолоченный футляр со вставленными в него двумя деревянными дощечками. Поверхность ножен с правой стороны орнаментально разделена выпуклыми гравированными полосками черни (чернеными дугами) на три части: устье, середину и наконечник.

Серебряная обоймица с кольцом для портупейной петли впаяна в устье ножен. Устье ножен вызолочено, его украшает лакский орнамент «Мурх» и помещенный в центре букет «Масков-накыш» — кубачинский орнамент очень широко применялся в конце XIX – начала XX века.

Орнамент «Мурх» выполнен глубокой гравировкой и позолотой, букет «Масков-накыш» также выполнен глубокой гравировкой и чернью. В средней части ножен помещена шестиконечная звезда, которая образует шестилепестниковую розетку, выполненную глубокой гравировкой и чернью на вызолоченном фоне.

Важно

Наконечник ножен украшен также орнаментом «Мурх» и «Масков-накыш», композиция из этих орнаментов выполнена в той же технике. Конец ножен оформлен рядами сплошной мелкой ложной зерни и орнаментально разделен на четыре части тремя поясками крупной зерни и двумя поясками гладкой черни.

Заканчивается конец ножен овалом с шестью продольными полосками мелкой зерни, которые делят овал на шесть частей, в центре каждой части помещен цветок «Масков-накыш», выполненный чернью на позолоте.

Черкесские шашки и сабли

Чеченское клинковое оружие в XIX — начале XX веков

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Eugenu/ автор статьи
Загрузка ...
It-Blog | SEO-INTERNET-HARDWARE-SOFT
Adblock
detector