Какие предметы в 5 классе? Список 2018-2019

После 4 класса малыши сдают экзамены и переходят из младшей школы в среднюю. Это событие довольно волнительно не только для самих школьников, но и их родителей. Ведь появляются новые предметы, которых ранее не было.

Содержание статьи

Все школы в Росси при составлении учебного плана руководствуются базисным планом, который был разработан Министерством образования и науки. Этот документ содержит перечень предметов, количество часов, которые отводятся для их изучения. В список входит инвариантная составляющая, это список предметов, которые обязательны к изучению в школе. А также вариативная часть, это предметы, которые руководство школы может включить или не включить в учебный план. К тому же такие дополнительные предметы могут варьироваться в зависимости от уклона школы (английская, математическая).

Обязательные предметы

Для 5 класса инвариантная составляющая представляет из себя следующий набор предметов:

– математика (5 часов в неделю);

– русский язык (5 часов в неделю);

– литература (3 часа в неделю);

– иностранный язык (3 часа в неделю);

– физкультура (3 часа в неделю);

– история (2 часа в неделю);

– география (1час в неделю);

– музыка (1час в неделю);

– изобразительное искусство (1час в неделю);

– основы безопасности жизнедеятельности (1час в неделю);

– технология (1час в неделю).

В 2019 году в учебном плане появилось нововведение. В рамках уроков технологии школьники теперь будут знакомится с современными технологиями, а в частности с робототехникой. Предполагается, что введение данного предмета позволит ученикам эффективно развивать свои лидерские качества, обучаться работе с новыми и современными платформами, обеспечивать раннюю профориентацию, развивать умение работать в команде, увеличить интерес к изучению математики и физики.

Для изучения предмета в таком новом формате в школах должна пройти модернизация. Например, в них появятся 3D-принтеры и другие комплекты оборудования для проведения практических занятий по робототехнике.

Что изучают на обязательных предметах

В 5 классе на уроках русского языка дети изучают части речи, падежи, сложные и односложные предложения, правила правописания. Это основной базис, благодаря которому ученик может продолжить обучение в средней и старшей школе.

Во время математики школьники знакомятся с дробями, отрицательными числами, функциями, уравнениями. Также уже в 5 классе преподаются основы геометрии.

По литературе пятиклашки проходят отечественных писателей, сказки и мифологию, основы религии. На биологии изучается бактерии, строение клетки, грибов, растений, основы экологии. На географии дети знакомятся с мореплавателями, изучают карты, учатся с ними работать.

На уроках истории школьники 5 класса об истории стран древнего мира от появления человека до периода железного века. Сюда входит развитие народов Греции, Италии, Китая, Египта и других древних стран.

В качестве иностранного языка в учебный план чаще всего попадает английский. Школьники учатся самостоятельно переводить большие тексты, причем отрабатывается устный и письменный переводы. Дети понимают вопросы учителя, изучают то, как правильно на них ответить, а также получают основы чтения и письма на иностранном языке.

Во время проведения технологии (труда) обычно класс делят на девочек и мальчиков. Первые изучают на уроках основы шитья, пробуют впервые самостоятельно сотворить прихватку, фартук. Мальчишек обучают робототехнике, а также дают навыки работы с деревом при помощи лобзика. Технология подразумевает под собой большое количество практики, поэтому занятия проходят в специально оборудованных классах.

На уроках музыки школьники изучают классические произведения, биографии композиторов. На физкультуре пятиклассники занимаются спортом через изучение игр, зарядкой, бегом, прыжками. Это отличная профилактика гиподинамии, полноценное физическое развитие школьников. 

Скачать WhatsApp для планшета

Дополнительные дисциплины

Список вариативных дисциплин для большинства родителей привычен, в него входят:

– биология;

– краеведение;

– обществознание;

– граждановедение;

– информатика;

– естествознание;

– основы религиозных культур и светской этики;

– второй иностранный язык.

Дополнительно исходя из национально-религиозного компонента, в перечень школьной программы может быть введено изучение родного языка, характерного для данной местности, народные прикладные занятия. Все это может присутствовать в учебном плане, но обязательные предметы при этом остаются неизменными.

Некоторые школы вводят в качестве дополнительного обучения для пятиклассников шахматы, проектирование, основы финансовой грамотности и ритмику для профилактики гиподинамии среди учеников.

В мае 2018 года вышел приказ об обязательном включении в программу 5 класса второго иностранного языка. Но не все школы смогли соответствовать требованиям Минобрнауки. Это связано с нехваткой кадров, отсутствием программ и учебных материалов, недостатком часов для введения данного обязательного предмета.

Министерство образования обязует в каждой школе организовывать секции и спортивные кружки. Это дает возможность ребенку заниматься рисованием, музыкой, шахматами или ходить на борьбу, футбол, хоккей. Каждое учебное заведение самостоятельно решает, какие секции будут организованы на базе школы для всех желающих.

Список предметов для 5 класса учителя должны озвучивать на первом собрании для родителей. Это позволяет оптимально подготовить школьника к учебе, приобрести необходимые канцтовары, спортивную форму, одежду для спортивных секций.

Совет полезен?

Поиск

20.05.2019
6028
3.0

Окончание начальной школы подразумевает погружение недавних малышей в новую, неизведанную ранее, сферу образования. Некоторые педагоги и сами родители говорят, что вместе с переходом в среднее звено по сути и начинается серьезное обучение. Меняется и структура уроков, добавляются новые предметы и вводятся иные требования к содержанию ответов. При этом с дисциплинами в среднем звене не всегда все понятно родителям. Многие из них хотят узнать какие предметы в 5 классе в 2019-2020 году и стоит ли ждать чего-то необычного в плане оригинальных новшеств.

Зависимость перечня дисциплин от учебного плана

После введения новой системы ФГОСов в системе школьного образования с трудом, но все же стала появляться какая-то выстроенная система логики. Предоставление образовательным учреждениям базисных учебных планов федерального уровня позволило школам и гимназиям более структурировано формировать собственные программы, учитывающие потребности контингента.

Даже внутри одной школы могут функционировать разные образовательные проекты, направленные на обучение детей с разными интеллектуальными способностями. Одна программа содержит стандартные учебные предметы, а более продвинутая может быть построена на углубленном изучении этих дисциплин.

Интересно! В частности в последнее время в формате урока технологии одни дети все еще пекут оладья и выжигают досточки, а другие собирают системные блоки ПК или занимаются робототехникой.

Также в школе в последние годы характерно полноценное использование вариативной части учебных планов, ранее реализуемой все теми же обязательными предметами. Сейчас образовательные учреждения оценили преимущества такой возможности и используют ее согласно необходимости.

Вариативная и обязательная части учебных планов

О структурных компонентах базисного плана сказано уже много раз. По сути такая информация больше касается учителей и руководства образовательного учреждения, родителям же придется просто принять данную систему, выбранную школой. При этом все еще сохранились школы, не думающие о том какие предметы выбрать для дополнительной программы своего вариативного компонента. Они просто эти 10% заполняют теми обязательными предметами, преподнеся их в виде дополнительной «глубины» изучения.

Стоит знать! Помимо учета всех компонентов учебного плана, образовательное учреждение должно соблюдать и требования по соблюдению предельно допустимой нагрузки. В частности при 5-дневной учебной неделе дети за год не могут получать более 980 уроков. Если же школа практикует шестидневку, то нагрузка получается чуть больше — 1085 часов в год.

С этим и связан факт того, что одни дети в 5 классе изучают географию уже в паре с биологией, а другие нет. То же можно сказать и про многие внедряемые в этом году дисциплины. Только не стоит забывать, что есть обязательный «костяк» предметов, изучаемый во всех школах страны. Образовательное учреждение должно обеспечивать преподавание таких уроков вне зависимости от собственных внутришкольных проектов.

Нужно ли включать ближний свет фар

Перечень обязательных дисциплин в 5 классе

Согласно федеральному инвариативному компоненту школы обязаны преподавать минимальный перечень дисциплин, причем делать это в конкретном объеме. При этом национальные особенности областей страны не учитываются. Вне зависимости от региона и других критериев в школе должны преподаваться 11 образовательных дисциплин.

Список уроков с количеством обязательных часов в неделю такой:

  1. Математика — 5 ч.н.
  2. Русский язык — 5 ч.н.
  3. Иняз — 3 ч.н.
  4. Физическая культура — 3 ч.н.
  5. Литература — 3 ч.н.
  6. История — 2 ч.н.
  7. География, музыка, ИЗО, технология и ОБЖ — 1 ч.н.

Следовательно, можно подсчитать минимальное количество уроков положенных по обязательным федеральным предметам. Исходя из приведенных ниже данных, можно понять, что инвариативная часть общегосударственного образовательного компонента уже включает в себя 27 уроков в неделю. При этом не стоит забывать и про национально-региональный компонент, и про возможности школы внедрить свои дополнительные дисциплины.

Такие возможности и дают простор для вероятных изменений в списке предметов. К обязательным дисциплинам добавляются и другие предметы. Особенно ярко это выражено в регионах, имеющих свой национальный язык, отличающийся от русского.

Возможные изменения в перечне предметов

Как было сказано выше, в России допускается внедрение дополнительных дисциплин в школьную программу. При этом такие предметы не могут быть заменой основным урокам, обязательным для всех российских школ без исключения.

Наиболее ярким примером дополнительной дисциплины может служить тот же родной язык, изучаемый в разных регионах страны наравне с русским. При этом школа вправе распределить проценты национально-регионального компонента исключительно на изучение родной речи или же внедрить еще один дополнительный предмет. Такой дисциплиной может стать и история родного края, и подраздел МХК, касающийся творческих людей данного региона, и даже народные прикладные занятия, характеризующие конкретные трудовые навыки.

Среди вариативных дисциплин есть вполне привычные:

  1. Биология.
  2. Краеведение.
  3. Обществознание.
  4. Граждановедение.
  5. Второй иностранный язык.

При этом многие не используют возможность внедрения дополнительных дисциплин. К тому же многие школы сами беспокоятся о введении оплаты за учебу, поэтому не стремятся преподавать дополнительные уроки, пытаясь минимизировать финансовую нагрузку на родителей.

Информация о платных предметах

Относительно введения оплаты за ряд серьезных школьных дисциплин разговоры идут уже несколько лет. Подразумевается, что оставят минимум бесплатных предметов в духе русского языка, математики и физкультуры с биологией. Все остальные дисциплины станут факультативно-платными, причем есть даже версии, что отказаться от них будет нельзя.

Стоит знать, что проект все еще актуален, но только его реализация далека от того, что придумали родители и педагоги. Изначально подразумевалось внедрение дополнительных углубленных уроков физики, химии, алгебры в факультативном режиме. Остальным же детям по-прежнему будут преподаваться все указанные дисциплины в обязательном порядке, но только в базовой версии.

Такая ситуация связана не только с желанием внедрить платные дисциплины, но и с все возрастающей образовательной нагрузкой. Причем пока это все еще лишь проект, а не рабочая версия очередных учебных реформ, поэтому сколько предметов будут изучать дети зависит от школы, т.к. к перечню обязательных могут добавить и вспомогательные дисциплины регионального компонента.

Предметы в 5 классе в 2019-2020 году пока никто не собирается кардинально изменять. Детей ждут привычные родителям дисциплины, хотя сами школьники поймут, что в среднем звене к учебе стоит относиться более серьезно. К тому же современным детям уже сейчас стоит задумываться о будущей профессии, заранее углубляясь в нужные для этого дисциплины.

Похожие записи:

Теги:

Также интересно:

Комментарии (0)
Комментариев пока нет



Добавлять комментарии могут только авторизованные пользователи. РегистрацияВход





Содержание

Федеральный базисный учебный план

Каждое образовательное учреждение в России готовит собственный рабочий план. Основу этого плана составляют базисные рекомендации, разработанные в Минобрнауке. Документ из Министерства образования содержит перечень дисциплин, в нем же указано количество часов, отведенных на изучение предмета для каждого класса. Учебный план должен включать в себя следующие показатели:

  • Инвариантная составляющая (перечень предметов, которые обязательны для изучения в каждой школе страны).
  • Вариативная составляющая (списки курсов и направлений, которые могут быть введены или не введены в учебную программу ввиду профиля образовательного учреждения).
Федеральная целевая программа “Жилище” 2018

При составлении плана образовательной нагрузки для учащихся пятых классов руководство школы или гимназии опирается на данные, которые приведены в базисном плане для учеников средних классов. Образовательные учреждения также имеют право определять нагрузку, согласно планам реализации вариативной и профильной составляющей. Данное право закреплено законодательно, и при расчетах руководство должно учитывать следующие соотношения:

  • Федеральный компонент должен составлять 75%;
  • Национально-региональный компонент – от 10%;
  • Дополнительный компонент, определяемый образовательным учреждением — от 10%.

Дополнительные часы на профильные дисциплины могут быть взяты из количества часов, предназначенных для национально-регионального и собственного компонента школ. Нормы регламентируют, что нагрузка на один учебный год для пятого класса не может превышать:

  • По федеральному компоненту — 805 часов для пятидневной и шестидневной системы обучения.
  • По региональному и дополнительному компоненту образовательного учреждения — 175 часов для пятидневки и 280 часов для шестидневки.
  • При этом предельно допустимая нагрузка составляет для 5 дней – 980 часов, а для 6 – 1085 часов.

Перечень обязательных предметов

Для пятых классов, независимо от регионального, языкового, этнического, религиозного и других показателей, в 2019 — 2020 учебном году обязательными будут 11 предметов: математика, русский язык, иностранный язык, литература, физическая культура, история, география, музыка, изобразительное искусство (ИЗО), основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), технологии (труд).

Уроки труда заменят робототехникой

Тенденции к введению в образовательную программу средних классов робототехники уже не в новинку. Но Министерство науки считает, что к 2020 году каждый пятиклассник должен быть ознакомлен с современными технологиями. Таким образом, детям будет легче осваивать материалы, связанные с профильными курсами и техническими специальностями. В 2019 году предмет «Трудовое образование» будет заменен на курс «Технологии», который подразумевает изучение робототехники.

В Минорбнауки отмечают, что положительным влиянием таких изменений станут:

  • ранняя профориентация детей, склонных к работе с техническими элементами и аналитическим мышлением;
  • выявление и развитие лидерских качеств на ранних стадиях учебного процесса;
  • воспитание и приучение детей к работе на множествах площадках и платформах;
  • развитие командных качеств;
  • сильная физико-математическая подготовка, мотивирование к изучению точных наук.

Для осуществления и реализации планов по введению в школы и лицеи подобных курсов необходимо новейшее техническое оснащение. Поэтому уже в 2019 году большинство школ РФ должны получить обновление материально-технической базы: новые 3D-принтеры, комплекты оборудования для практических занятий по робототехнике.

Еще один иностранный язык: английский+

Министерство образования в письме от 17.05.18 под № 08-1214 заявило, что обязательным к введению в образовательный стандарт необходимо считать второй иностранный язык. К 2019 году не все школы смогли обеспечить школьную программу вторым иностранным языком. Сказались препятствующие факторы:

  • нехватка педагогов иностранного языка (кроме английского) с квалификацией;
  • нехватка количества часов для изучения предмета (школы с пятидневной системой обучения);
  • негативные настроения со стороны родителей и обучающихся;
  • отсутствие учебных программ и материалов для подготовки.

Даже при наличии письма и прямого распоряжения Минобрнауки станет ли норма обязательной, и будет ли исполнена в соответствии с требованиями, неизвестно. И все же, ученикам пятых — девятых классов стоит ожидать нововведения к 2019 — 2020 учебному году.

Английский не входит в новый перечень иностранных языков, так как считается основным иностранным языком в учебном плане. Министерство науки и образования предложило образовательным учреждениям следующие языки: испанский, немецкий, французский, китайский. Школы могут выбрать среди них иностранный язык для базового изучения в качестве второго.

Дисциплины по выбору

На самом деле пятиклассникам придется выбирать предметы из обширного списка, во многом потому что образовательный план любой школы включает вариативные дисциплины. Не всегда школьники и их родители могут сами выбирать эти предметы, к сожалению.

ОГЭ 2020: сколько предметов сдавать в 9 классе?

Решение о введении какой-либо дисциплины принимают, в первую очередь, администрация школы и педагогический коллектив. Количество часов также определяется администрацией в зависимости от свободного времени учеников. В 2019 — 2020 году для обучающихся пятых классов будут представлены 15 учебных дисциплин. Список дисциплин, которые ученики смогут выбрать в качестве «выбранного урока» в 2019 — 2020 году состоит из 10 пунктов. Но как отмечают в Министерстве образования, он может расширяться в зависимости от профиля и направления образовательного учреждения. Обучающиеся смогут выбирать:

  • природоведение (один час в неделю);
  • биология (самостоятельное изучение или дополнение к курсу ОБЖ);
  • информатика (один — два часа в неделю);
  • граждановедение (один час в неделю);
  • обществознание (обязательное введение с шестого класса, в пятом в качестве факультатива);
  • естествознание (один час в неделю);
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • ОДНКНР, или основы духовно-нравственной культуры народов России (один час в неделю);
  • краеведение (один час в неделю);
  • второй иностранный (обязательный предмет).
Предсказания Ванги по годам в России и мире: будущее человечества

Помимо этих десяти предметов в расписании школьников возможно появятся такие дисциплины как: шахматы, основы финансовой грамотности, ритмика, проектирование и т.д.

Какие изменения затронут список дисциплин?

При изменении списков предметов, включении в него новых пунктов, прежние, то есть основные предметы, не могут быть исключены. Дополнительные курсы не могут стать заменой основным предметам, так как они являются обязательными для всех школ в России.

Администрация образовательного учреждения имеет право распределить свободное школьное время в пользу национально-регионального компонента. Например, отвести часы на изучение истории региона или края, родного языка (изучается на равных с русским языком на территории РФ).

Дисциплинами по выбору могут стать подразделы МХК, которые относятся к истории или биографиям людей конкретного региона, а также прикладные народные художественные занятия. Вариативными предметами также считаются: биология, краеведение, граждановедение, обществознание, второй иностранный язык.

Дополнительные предметы вводятся не во всех школах. Во-первых, руководство образовательных учреждений опасается введения оплаты обучения. Во-вторых, не все родители согласны увеличить финансовую нагрузку за обучение ребенка, так как он может быть в семье не один, или же семья не может обеспечить возможность дополнительного посещения.

Будут ли введены платные предметы?

Касаемо вопроса об оплате обучения, сказать что-то конкретное до сих пор не могут. Предполагается, что к списку обязательных предметов, они были указаны выше, добавят перечень факультативов. То есть те 11 обязательных предметов будут преподавать на базовом уровне, а для более углубленного изучения родители должны оплатить факультативные занятия. Среди таких углубленных уроков Минобрнауки подразумевал физику, математику и химию, то есть, точные науки.

Для чего нужна такая нагрузка, в Минобрнауке объяснили постоянно увеличивающейся учебной нагрузкой. Да и введение подобной системы никто не подтверждал, это даже не рабочая версия, всего лишь предложение. Решать, какие предметы будут изучать школьники, все же будет администрация школы. В 2019 — 2020 году кардинально изменять существующий перечень предметов не станут. Но детям хотят привить идею, что в среднем звене пора задуматься о будущей карьере и быть более ответственными к обучению.

Какая задача у родителей в вопросе обучения?

Задача родителей – научить ребенка мыслить и воспринимать информацию так, чтобы главный смысл сказанного или прочитанного был усвоен. Предметы в пятом классе расширяют кругозор ребенка и готовят его к сдаче единого государственного экзамена.

Занимайтесь чтением с детьми, анализируйте прочитанное вместе, прививайте интерес к обучению или к какой-либо профессии. Речь не идет о навязывании. Рассказывайте о различных работах, специальностях, заинтересуйте ребенка его же будущим. Помогайте ему в изучении предметов в средней школе, ведь подготовка к поступлению в университет и ко взрослой жизни начинается именно здесь.

Теперь вы знаете, какие уроки в 5 классе (список 2019) – это все предметы общеобразовательной школы. Остались вопросы? Приглашаем в комментарии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
/ автор статьи
Загрузка ...
It-Blog | SEO-INTERNET-HARDWARE-SOFT
Adblock
detector