Дмитрий ливанов — проблемы и перспективы в сфере образования

Содержание
  1. Дмитрий Ливанов: «Человек должен получать образование в течение всей жизни»
  2. Об изменении парадигмы образования
  3. О воспитательной компоненте
  4. О непрерывном образовании
  5. О развитии гуманитарных наук
  6. О вопросах и проблемах
  7. Комментарий profiok.com
  8. Гражданская инициатива
  9. Политолог: Отставка Дмитрия Ливанова говорит о проблемах в образовании
  10. Отставка означает наличие проблем в образовании
  11. Новый министр образования и науки
  12. Ливанов ― объект критики
  13. Дмитрий Ливанов высказал мнение о том, как меняется роль педагога в современном образовании
  14. Дмитрий Ливанов рассказал о приоритетных проектах в сфере образования
  15. Дмитрий Ливанов и вузы: оптимизация вместо образования | Капитал страны
  16. Министр Дмитрий Ливанов назвал основные принципы Концепции дополнительного образования
  17. Минобрнауки РФ: итоги и перспективы
  18. Достойное место
  19. Новый формат

Дмитрий Ливанов: «Человек должен получать образование в течение всей жизни»

Дмитрий ливанов — проблемы и перспективы в сфере образования

Глава Минобрнауки встретился 2 июля 2016 года с участниками первой смены Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме».

Поскольку участниками этой смены были преподаватели общественных наук и молодые учёные в области социологии, политологии и философии, разговор шёл, в основном, о проблемах развития и преподавания гуманитарных и общественных наук.

Тем не менее, вопросы, на которые пришлось отвечать министру, касались и ситуации с образованием в целом.

Об изменении парадигмы образования

Первый тезис, который выдвинул Дмитрий Ливанов, касался новой роли образования в современном мире. Чиновник объяснил, что образование XXI века существенным образом отличается от того, что было двести и даже сто лет назад.

По его словам, человечество было в целом неграмотным, поэтому изначально целью образования была ликвидация дефицита знаний, которые взять было неоткуда, кроме как из объяснений преподавателя, передающего собственные знания своим ученикам.

Так появились уроки и лекции в традиционной форме: учитель рассказывает, ученики запоминают, осмысливают, а затем применяют полученные знания в своей жизни. Во многом такая модель актуальна и сегодня. Но с появлением информационного общества преподаватели и учителя оказались лишены монополии на информацию и знания.

Обратите внимание

Информация и предметные знания отныне доступны любому желающему, и каждый может их получить, не прибегая к посторонней помощи. Но появилась новая проблема: объёмы доступной информации растут с такой скоростью, что неподготовленному человеку сложно, а порой и невозможно найти требуемое, отличить истину от вымысла, полезную информацию от вредной.

В такой ситуации учитель, считает Ливанов, должен не просто быть человеком, владеющим определённым набором знаний и готовым этими знаниями делиться. Педагог XXI века должен учить работать с информацией, отличать плохое от хорошего, важное от неважного, передавать так называемые непредметные знания – способность действовать с применением полученной информации.

«Хотя знания важны и сохраняют актуальность, но они становятся второстепенными по отношению к способности человека действовать в конкретных, в том числе сложных и неожиданных ситуациях», – заявил Дмитрий Ливанов.

О воспитательной компоненте

Способность человека действовать, уверен Ливанов, опирается на мотивы, которые, в свою очередь, определяются системой ценностей. Поэтому далеко не последнюю роль в современном образовании играет воспитание, в том числе патриотическое: образовательные учреждения должны помогать формированию сознательного гражданина.

Педагог, по мнению министра, прежде всего должен передавать ученикам ценности – моральные и культурные, поскольку именно наличие общих ценностей обеспечивает устойчивость общества.

Формирование «корпуса культурных и моральных ценностей» и его трансляция подрастающему поколению, заявил Ливанов, становится одной из важнейших задач гуманитарных и общественных наук.

О непрерывном образовании

В современном мире, заметил глава Минобрнауки, предметные знания быстро устаревают. На наших глазах возникают новые профессии, о которых 20-30 лет назад никто даже не слышал.

Сравнительно недавно вузы и колледжи начали готовить профессиональных веб-дизайнеров, но многие люди, работающие сегодня в этой профессии, получали её самостоятельно.

Способность человека учиться, воспринимать и использовать новую информацию зачастую оказывается не менее важной, чем набор предметных знаний, даже самых глубоких.

Глобальная конкуренция в современном мире, по мнению министра образования, всё в большей степени сводится не к конкуренции индустрий, ресурсов и технологий, а к конкуренции интеллектов и исследовательского потенциала. Поэтому полученное образование, уверен Ливанов, никогда не должно быть «последним», современный человек должен получать образование в течение всей своей жизни.

О развитии гуманитарных наук

«XXI век – это век наук о человеке», – заявил Дмитрий Ливанов. К таким наукам министр образования относит не только медицину и биологию, но и науки об обществе и личности – антропологию, психологию, социологию, право и так далее.

Ливанов напомнил, что в советский период «наша гуманитарная социальная наука находилась под очень серьёзным идеологическим прессингом» и практически не развивалась.

Для науки разрушение научных школ, династий, разрыв связей между разными поколениями исследований – раны, которые «очень трудно залечить».

Важно

Даже эпизодически возникавшие школы в области лингвистики или социологии положения не спасают: в научных разработках участвовало столь малое количество людей, что все эти школы сегодня «практически прервались».

На сегодня для России актуальна задача создания современных научных школ в социальных и гуманитарных областях. «К сожалению, это та область знания, в которой нашей стране ещё предстоит подтвердить своё мировое лидерство», – посетовал Ливанов и добавил, что в физике и математике у нас «всё относительно неплохо».

О вопросах и проблемах

Надо сказать, что министр образования очень удачно выбрал смену на «Территории смыслов».

Во-первых, философам, разумеется, свойственно философское отношение к жизни, во-вторых, заявление о благополучии в развитии естественных наук едва ли нашло бы понимание в среде технарей или журналистов.

Зал был настроен в целом дружелюбно и покорно принимал расплывчатые ответы главы Минобрнауки на конкретные вопросы.

Красноречиво поглядывая на часы, сидящий на сцене Ливанов хвалил острые вопросы и применял на практике только что прозвучавшие собственные заявления о важности не перечисления конкретной фактуры, а умения научить действовать: большинство проблем, по словам министра, вполне способны решить сами вопрошающие.

«Нам пять дней твердят, что стране нужны гуманитарии, но фундаментальные гуманитарные науки душат финансово.

Или мы должны питаться духовностью?» – спросила девушка из Калининградского университета, сообщив, что стипендии у студентов низкие, а преподаватели вместо занятий научной работой вынуждены подрабатывать частным извозом.

«Это наша общая задача, и мы не можем её решать только в Минобрнауки», – сразу отказался от ответственности Ливанов, посоветовав учёным заниматься актуальными проблемами и получать гранты на исследования.

На вопрос о том, что делает министерство образования, чтобы вывести гуманитарные науки на новый уровень, было сказано, что эти направления выделены Минобрнауки как приоритетные.

Будущему преподавателю истории из Пензы, пожаловавшемуся, что на 40 выпускников в регионе только две вакансии, Ливанов посоветовал поискать работу в другом регионе или подождать, пока в школах начнут проверять педагогов на соответствие профессиональным стандартам, что, по мнению министра, должно повлечь за собой обновление и омоложение педагогических коллективов. Аспирантке, сообщившей, что стипендии едва хватает на дорогу до университета и заниматься наукой нет возможности, министр попенял на низкую активность – мол, надо настойчивее задавать этот вопрос руководству своего вуза. В ответ на вопрос о критериях эффективности научной работы, заставляющих учёных всеми правдами и неправдами повышать себе рейтинги в Scopus и WoS, Ливанов заявил, что политика его ведомства по данному вопросу состоит «в передаче вопросов разработки критериев эффективности научным сообществам».

Министр даже признал существование проблем с качеством образования, о чём сразу же написали все популярные СМИ. «Безусловно, есть проблема качества образования – и школьного, и университетского.

Безусловно, есть очень много сфер в образовании, которые пока не работают на высоком качественном уровне», – признался Ливанов, добавив, что над повышением качества образования должны работать сами образовательные организации, а от неэффективных вузов Минобрнауки будет избавляться.

На прощание Дмитрий Ливанов напомнил слушателям, что «прошёл путь от аспиранта до профессора, не пропустив ни одной ступени», пожелал быть активнее, чтобы «решать проблемы и помогать другим решать проблемы», и пообещал, что министерство образования «будет помогать».

Комментарий profiok.com

Удивительно, как Минобрнауки удалось подвергнуть пересмотру роль образования за сравнительно непродолжительный период времени.

Всего лишь год назад на той же «Территории смыслов» Ливанов хотя и делал акцент на саморазвитии человека и необходимости формирования способностей принимать решения, но не отрицал важности возвращения к высоким стандартам системы образования, которые существовали в СССР, и упоминал значимость «ядра фундаментальных знаний».

В новой парадигме всё проще: достижение поставленных целей по формированию системы ценностей и развитию «способности действовать» невозможно оценить, а значит, никаких претензий к ведомству Ливанова у общества быть не может.

Всё остальное – выходит, «дело рук самих утопающих».

Совет

Качество образования – проблема образовательных организаций, эффективность научных исследований оказалась в сфере ответственности научных сообществ, повышение уровня знаний – задача каждого индивида, желающего сохранить конкурентоспособность на рынке труда.

«В чём я готов безоговорочно согласиться с Дмитрием Ливановым – так это в вопросе необходимости постоянно расширять сферу своих компетенций, обновлять и освежать знания.

Чтобы держаться «на плаву», постоянно учиться приходится людям в совершенно разных сферах деятельности от линейных позиций до топ-менеджеров, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов.

– Вокруг нас учатся все: сисадмины осваивают новое программное обеспечение, бухгалтеры и юристы отслеживают изменения в законодательстве, секретари и офис-менеджеры расширяют кругозор и совершенствуют навыки делового письма и коммуникаций.

Как найти и проверить исполнительный лист фспп по номеру производства

Руководители предприятий, люди, казалось бы, достигшие довольно серьёзных позиций в карьере, с радостью учатся в ИНЭС по программам повышения квалификации управленцев.

При этом их интересуют, разумеется, не «корочки», а знания и навыки, которые, по их же словам, помогают более эффективно выстроить работу компании. Все понимают, что, как говорила героиня сказки Кэррола, даже чтобы оставаться на месте, надо бежать со всех ног, а чтобы куда-то попасть, надо бежать ещё быстрее. С уровнем навыков и компетенций сегодня всё происходит именно так».

Гражданская инициатива

Дмитрий ливанов — проблемы и перспективы в сфере образования

Образование в России: без студентов и ученых Правительство планирует урезать 40% бюджетных мест в вузах в 2017 году

Правительство может сократить 40% бюджетных мест в вузах в 2017 году от установленного на этот год уровня.

Минобрнауки не хватает денег, чтобы оплатить прием студентов на первый курс. Нехватка средств в бюджете приведет и к сокращению стипендий студентов. Наконец, в результате бюджетной оптимизации без работы к 2019 году останутся 10,3 тыс.

научных сотрудников вузов, РАН и Курчатовского института.
(далее…)

Авиационное образование не дает себя слить Представители отрасли раскритиковали реформу транспортных вузов

Как стало известно «Ъ», представители учебных заведений гражданской авиации, крупнейших авиакомпаний и аэропортов России выступили с резкой критикой планов Минтранса по объединению транспортных вузов и передаче их в ведение министерства под эгидой создаваемого Национального университета транспорта. Реформа позволит Минтрансу получить доступ к госпрограмме «Развитие образования» на 2013-2020 годы, в рамках которой авиационные вузы только в 2017 году получат более 3,7 млрд руб. В отрасли не видят оснований для реорганизации и предупреждают, что перемены обернутся падением качества подготовки специалистов. Минтранс эти опасения не комментирует.
(далее…)

Может, проще вообще отменить? Кравцов и Ливанов пообещали убрать из ЕГЭ тестовую часть

В следующем году в едином государственном экзамене (ЕГЭ) по химии, физике и биологии не будет заданий с выбором ответа. И, возможно, появится устная часть в ЕГЭ по русскому языку.

Очередные перемены в исстрадавшейся сфере образования анонсировали вчера глава Рособрнадзора Сергей Кравцов и министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

 По мнению экспертов, реформаторские идеи чиновников, скорее всего, являются не более, чем видимостью перемен, передает корреспондент Накануне.RU.
(далее…)

Заочное обучение — отменить!

Политолог Алексей Мухин — о том, куда могут завести благие намерения чиновников Рособрнадзора

Из интервью главы Рособрнадзора Сергея Кравцова программе «Вести недели» 19 июня с удивлением удалось узнать, что с 1 сентября 2016 года отменяется заочная форма обучения по юридическому, экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление».
(далее…)

Кто мечтает погубить российское музыкальное образование

«Переформатирование процесса вместо решения насущных проблем», — так скрипач Дмитрий Коган описывает ситуацию, происходящую в музыкальном образовании.

«Ридус» продолжает цикл статей, посвященных образовательной сфере.
(далее…)

«Реформа» образования продолжается?

Как законопослушный гражданин, я совершенно уверен, что все в России должны блюсти законность. Включая чиновников и депутатов. И даже, наверное, с последних спрос особый. Все-таки представители власти должны быть примером для подражания.
(далее…)

Реформирование российской науки: результаты и перспективы бюрократических игр

В этой статье мы рассмотрим историю реформирования российской науки с момента издания в июне 2013 г. известного проекта закона о ликвидации Российской академии наук, попытаемся дать оценку происходящим реформам и предложить возможные действия для улучшения ситуации.
(далее…)

Не по высшему разряду. Реформы не красят систему образования

Почему высшую школу Иркутской области лихорадит, «АиФ в ВС» спросил у её представителей.

В высшей школе Приангарья одной точкой напряжения стало меньше. Судьба иркутского «иняза» решилась – учебное заведение из состава Московского лингвистического университета перейдёт в ИГУ.

Тем временем страсти продолжают кипеть в аграрном вузе.
(далее…)

Железобетонный ЕГЭ

Министерство образования и науки РФ протоколом № ДЛ-2/14пр от 14.01.

Обратите внимание

16 заседания Межведомственной комиссии по оценке результативности деятельности НИИ, подписанным министром Дмитрием Ливановым, на основе предложений Федерального агентства научных организаций (ФАНО) и мнения Российской академии наук утвердило перечень референтных групп НИИ по отраслям промышленности и науки.

Таким образом, создан инструмент мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения (приложение 1 к указанному протоколу). В приложении 2 к этому же протоколу установлены количественные критерии результативности.
(далее…)

Как в Крыму ликвидировали кузницу медицинских кадров Врачи без больниц

В нашей стране, а точнее в Крыму, проводится уникальный эксперимент по… уничтожению медицинской науки.

Сразу после присоединения полуострова к России, под прикрытием необходимости оптимизации здесь закрыли широко известный в мире вуз — Крымский государственный медицинский университет им. С.И.Георгиевского.

Под другим названием «медицинская академия» его включили во вновь созданный Крымский федеральный университет в качестве придатка в числе шести других вузов — строительного, аграрного, экономического, двух НИИ… Медики протестовали всем миром, писали петиции, митинговали: нельзя их сливать со строителями и животноводами, у них своеобразная специализация, не терпящая унификаций! Однако новое начальство из Минобрнауки РФ было непреклонным… Что получилось в результате, узнал корреспондент «МК».
(далее…)

Политолог: Отставка Дмитрия Ливанова говорит о проблемах в образовании

Дмитрий ливанов — проблемы и перспективы в сфере образования

Новым министром образования и науки в России назначена заместитель начальника управления по общественным проектам Администрации президента Ольга Васильева. Действующий до сих пор министр Дмитрий Ливанов отправлен в отставку, сообщает сайт президента. /epochtimes.ru/

Дмитрий Ливанов займёт пост спецпредставителя главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной.

Инициатива заменить главу Минобрнауки принадлежала Дмитрию Медведеву, который заявил, что для воплощения новых проектов в сфере образования требуются «новые подходы и новые полномочия, а в ряде случаев ― и новые люди». Он выразил надежду, что Васильева «способна реализовать эти новые задачи».

Отставка означает наличие проблем в образовании

«Работа Ливанова не находит поддержки в партии. Мы неоднократно критиковали его деятельность, но никакой реакции не было», — цитирует «Газета.Ru» слова представителя «Единой России», близкого к её руководству.

Отставка может сработать на повышение рейтинга «Единой России», считает политолог Аббас Галлямов. «Не стоит надеяться на то, что мы, мол, отправили в отставку непопулярного министра, и этого достаточно.

Сам по себе факт отставки говорит не только о том, что власть самоочищается, но и о том, что в отрасли есть серьёзные проблемы.

Если не будет проведена серьёзная разъяснительная работа, то доминирующей может стать точка зрения о том, что все реформы системы образования провалились и власть в отчаянии ищет стрелочника», — заявил Галлямов.

Вряд ли отставка министра решит проблемы в образовании, полагает Андрей Ростовцев. «Министр Ливанов – человек прогрессивных взглядов, здравомыслящий и делает то, что может (а может он не все), в плане оздоровления общей ситуации в образовании. Вспомним, что на сегодняшний день уже закрыта треть диссертационных советов, упорядочено присуждение ученых степеней.

Раньше ими просто торговали налево и направо. В общем, в эту систему приходит разумность. Эта разумность не может нравиться всем. Особенно в Госдуме, где много людей фактически купили себе диссертации. Так что мы с вами наблюдаем не что иное, как противостояние той политике, которую проводит министерство под руководством Ливанова», ― заявил он «Независимой газете».

На образование тратятся огромные деньги, а результат нулевой, отметил Ростовцев. «Поправить образование в разумные сроки без структурных изменений в политике просто невозможно. Поэтому министра Ливанова легко критиковать. И делать это можно в любой момент, за любое действие, с любых позиций», ― подчеркнул он.

Новый министр образования и науки

Ольга Васильева подчеркнула, что придаёт большое значение материальному положению учителей. «Забота об учителе — это комплексная задача. И „майские указы“ должны неукоснительно выполняться», ― заявила она. Также Васильева призвала совершенствовать систему повышения квалификации учителей.

Ольга Васильева 1960 года рождения — доктор исторических наук, почётный профессор Московского государственного гуманитарно-экономического университета.

Новый министр имеет дирижёрско-хоровое образование, а также историческое и дипломатическое. В 1990 году Васильева защитила кандидатскую диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны». Более 10 лет Васильева работала в Центре истории религии и церкви.

Ливанов ― объект критики

Ливанов занимал пост министра образования с 2012 года, до этого был ректором университета МИСиС. На своём посту Ливанов неоднократно становился объектом критики за реформу образования, сокращение количества школ и вузов и другие нововведения.

С 2013 года депутаты Госдумы от партий «Единая Россия», «КПРФ», «Справедливая Россия», «ЛДПР» требуют отставки Дмитрия Ливанова. По их мнению, слепое поклонение «англо-американским моделям» системы образования привело к разрушению «блестящих отечественных научных и образовательных традиций».

Принятый Минобрнауки Приказ №413 об учреждении стандарта образования для старших классов ведёт к развалу всей образовательной системы России. Согласно ему, выпускники школ могут получить аттестат об образовании, не изучая такие предметы, как физика, химия, литература, биология, история.

Благодаря стараниям Минобрнауки, для преподавателей вузов были отменены надбавки за звания и учёные степени. Последней каплей терпения депутатов Госдумы стало заявление Дмитрия Ливанова о неэффективности Российской академии наук, которая помогла России стать ведущей страной в мире и первой освоить космическое пространство. В настоящее время минимальная поддержка науки со стороны государства не позволяет ей удерживать ведущие позиции.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Проезд на красный свет: штраф за светофор в 2019 году

Дмитрий Ливанов высказал мнение о том, как меняется роль педагога в современном образовании

Дмитрий ливанов — проблемы и перспективы в сфере образования

На форуме обсуждалось немало вопросов, связанных с образованием.

В частности, глава департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев рассказал, что ведомство готовит рекомендации вузам учитывать сертификаты студентов о прохождении онлайн-курсов.

 

Начиная свое выступление, Дмитрий Ливанов предупредил, что намерен выступить  с консервативных позиций, и поставил под сомнение тезис о происходящей революции в образовании. 

Министр процитировал Канта, который говорил: «Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее напиться».

Так, по словам Дмитрия Ливанова, можно погрузить человека в огромную информационную среду, но заставить извлекать пользу из нее невозможно — человеку необходимо имеет мотив для интеллектуальной работы и видеть смысл своего учения.

«Я считаю, что как раз за смыслами и приходит человек в систему образования. Это является для него главной ценностью», — отметил глава министерства.

— Другой важный момент.

Важно

Можно ли научиться чему-либо без практики? Хочет ли кто-то стать пациентом специалиста, который прослушал замечательные онлайн-курсы, но никогда не брал в руки скальпель? Научиться чем-либо можно только делая это.

И в этом смысл университетов, — подчеркнул Дмитрий Ливанов. — Попадая в вуз, человек вместе с преподавателем выполняет определенную работу, делает проект, научное исследование. Только действуя он получает практические навыки.

Министр отметил и то, что сегодня много говорят об индивидуализации образования: «…действительно, это важная вещь. Но вспомним как это происходило, например, в период Средневековья.

Подмастерье приходил к мастеру и наблюдал за его работой. Таким образом учился делать сам, это было полностью индивидуальное образование… В индивидуализации нет ничего нового. Она, конечно, очень полезна.

Но и здесь тоже мы не видим революции».

В целом, заметил Дмитрий Ливанов, образование 20 века отличается от образования века 21-ого, также как образование 20-го отличалось от обучения в 19-го веке. Но происходящие сегодня изменения не носят радикального характера и не затрагивают сути образования. 

Также Дмитрий Ливанов затронул тему роли современного учителя. Изменения, происходящие с ней, проявляются в том, что педагог больше не является монопольным носителем информации, считает министр.

— Раньше только преподаватель обладал информацией. Теперь каждый человек имеет доступ к огромным массивам данных.

В этой ситуации возникает вопрос, а нужен ли преподаватель? Уместно вспомнить, что когда человечество вышло в открытый океан, стало невозможно ориентироваться по береговой линии, были потеряны привычные методы.

Возникла необходимость поиска новой системы навигации, и тогда люди придумали параллели и меридианы.

Примерно такой же Дмитрий Ливанов видит в современной профессии учителя:  возникают новые функции педагога — помощь в навигации в море информации, содействие человеку в выстраивании своей образовательной траектории, а также помощь в поиске смыслов, без которой любой процесс образования не даст результатов.

Дмитрий Ливанов рассказал о приоритетных проектах в сфере образования

Дмитрий ливанов — проблемы и перспективы в сфере образования

Накануне в Кремле под председательством Владимира Путина состоялось первое заседание Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. О главном в сфере образования рассказали премьер Дмитрий Медведев и министр Дмитрий Ливанов. В частности, по словам главы Правительства, в фокусе будет развитие электронных форм образования.

Председатель Правительства РФ, говоря о развитии образования, заявил, что будет продолжена программа строительства новых школ, рассчитанная на среднесрочную перспективу, поддержка и повышение общего качества университетского образования.

«В фокусе проектного управления будет развитие электронных форм образования, причём на всех этапах образовательного процесса: в школе, в университете, при повышении квалификации, при переобучении. Последнее особенно важно, имея в виду ситуацию на рынке труда», – отметил Дмитрий Медведев.

Развитие среднего профессионального образования также в числе важных направлений.

«Речь идёт о внедрении современных стандартов подготовки с учётом нового технологического цикла и о выстраивании полноценного взаимодействия образовательных учреждений с базовыми предприятиями и потенциальными работодателями. Эта деятельность начиналась и раньше, но всё-таки такого полноценного характера она пока не приобрела», – пояснил премьер.

По словам Дмитрия Ливанова, опыт реализации майских указов высветил ряд проблем, решение которых требует концентрации сил и проектного управления. «Именно на решение этих проблем направлены приоритетные проекты в образовании», – уточнил глава Минобрнауки РФ.

Как пояснил Дмитрий Ливанов, на ближайшие десять лет в общем образовании министерство видит задачу выстраивания современной среды, интегрирующей школьное и дополнительное образование.

Кроме того, поставлена задача исключения сменного обучения.

Совет

Строительство и реконструкция школ должны не только позволить обеспечить продуктивную занятость детей в программе основного образования, но и сделать практически универсальным дополнительное образование.

Здания школ во вторую смену смогут использоваться для проектной деятельности, занятий по интересам, в том числе совместно с организациями дополнительного образования, в них могут реализовываться и программы образования и отдыха во время каникул.

– Развивая школьную среду, мы не можем не думать о безопасности детей. Во‑первых, все обучающиеся в школах со значительным износом зданий будут переведены в новые здания, – рассказал министр.

– Во‑вторых, в крупных городах мы будем создавать механизмы взаимодействия образовательных организаций дополнительного образования и школ, чтобы детям не нужно было проезжать полгорода для того, чтобы позаниматься спортом или научиться рисовать, например.

Второй проект, о котором рассказал Дмитрий Ливанов, связан с цифровой образовательной средой.

«Наполнения созданной информационной среды пока недостаточно: и школьники, и студенты всё больше пользуются зарубежными образовательными ресурсами.

Мы предлагаем к 2020 году сделать прорыв в доступности отечественных цифровых образовательных ресурсов на всех уровнях образования и выйти на глобальный рынок таких образовательных ресурсов», – пояснил глава Минобрнауки РФ.

В школьном образовании планируется обеспечить активное создание образовательных ресурсов и их привязку к программе так, чтобы учителю было легко использовать эти ресурсы при планировании и проведении уроков.

Совокупность таких ресурсов должна позволить обеспечить качественное и персонифицированное образование любому ребёнку в России, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, живущим в сельской, отдалённой местности.

К 2020 году ведомство намерено догнать страны-лидеры по использованию онлайн-ресурсов в высшем образовании.

«В части высшего образования мы создадим отечественную систему электронного образования, которая будет включать в себя не менее тысячи открытых вузовских учебных курсов и модулей.

В их создании будут участвовать ведущие российские университеты, с обязательным привлечением работодателей к формированию содержания», – сообщил Дмитрий Ливанов.

Планируется, что такая сетевая платформа обеспечит доступ для студентов к лучшим образовательным программам в стране независимо от того, где они учатся, в том числе исключит практику заочного псевдообразования. Заочные программы будут реализовываться на базе курсов, подготовленных самыми сильными университетами.

Для того чтобы вся эта система работала, будут внедрены механизмы по учёту результатов освоения онлайн-курсов в рамках традиционных образовательных программ.

Эта система должна стать мощным фактором популяризации и продвижения русского языка за рубежом, развития культурного влияния России за границей и источником знаний для организации широкого дополнительного образования взрослых людей.

– Сегодня мы чётко видим направление модернизации программ и инфраструктуры среднего профессионального образования, она необходима для подготовки кадров с квалификацией мирового уровня по наиболее востребованным и перспективным профессиям, – перешел министр к третьему пункту выступления, посвященному СПО.

– Для этого мы обновим содержание и технологии среднего профессионального образования, вовлечём бизнес в реализацию программ СПО и в повышение квалификации соответствующих преподавателей, а именно программы среднего профессионального образования, наиболее инвестиционно привлекательные для вложений со стороны частного сектора.

Будет сформирована современная система мониторинга программы СПО, в том числе с использованием инструментов профессионально-общественной аккредитации, с учётом мониторинга трудоустройства выпускников.

Обратите внимание

Мотивировать выпускников школ к получению среднего профессионального образования планируется через движение «Молодые профессионалы». Численность его участников к 2020 году достигнет миллиона человек.

Четвёртый приоритет – это программа повышения конкурентоспособности высшего образования, которая должна обеспечить вхождение не менее пяти вузов в первую сотню авторитетных международных университетских рейтингов к 2020 году. Минобрнауки РФ предлагает дополнить эту задачу ещё одной: чтобы не менее 15 вузов вошли в первые 250 вузов мира. 

«Ключевая задача здесь – это создание в наших университетах заделов технологического превосходства, центров капитализации знаний, активного включения их в реализацию проектов национальной технологической инициативы.

К 2020 году в наших университетах будет функционировать сеть центров научно-технологического превосходства, характеризующихся высокой результативностью научно-исследовательской деятельности, в том числе высокой степенью коммерциализации результатов исследований», — рассказал глава профильного ведомства.

В Минобрнауки РФ уверены, что отечественные университеты к 2020 году смогут привлечь около пяти тысяч учёных, работающих на переднем крае науки, которые обеспечат научное, технологическое и интеллектуальное лидерство нашей страны.

По информации kremlin.ru

Дмитрий Ливанов и вузы: оптимизация вместо образования | Капитал страны

Дмитрий ливанов — проблемы и перспективы в сфере образования

Ради чего на самом деле проводится реформа вузов? Кого стоит больше благодарить за нее – лично министра образования или правительство в целом? Каким будет высшее образование в результате реформ?

Озвучены американские цены нового volkswagen jetta

Хроника оптимизации

О необходимости сократить количество высших учебных заведений в России правительство заявило еще в 2006 году, выдвинув программу по созданию федеральных вузов.

В 2008 году впервые были озвучены количественные показатели. По оценке тогдашнего главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, для России, с учетом ее площади и населения, достаточно 50 университетов и 150-200 вузов.

Как заявил Дмитрий Медведев, бывший на тот момент Президентом РФ, все остальное подлежит преобразованию.

«Часть из них могут стать филиалами этих университетов, а часть должны быть преобразованы либо в профессиональные средние учебные заведения, либо закрыться, если называть вещи своими именами», – продолжил его мысль министр Фурсенко.

За полтора года – с марта 2010 года по сентябрь 2011 года – Минобрнауки, в соответствии с полученным заданием, было реорганизовано и закрыто порядка 40 вузов – более 10% от общего числа. Кроме того, было закрыто в общей сложности несколько сотен филиалов.

В июле 2012 года вновь ставший президентом России Владимир Путин поставил перед Минобрнауки задачу до конца 2012 года выявить неэффективно работающие государственные вузы, а также разработать и утвердить до мая 2013 года программу реорганизации учебных заведений. В свою очередь министр образования Дмитрий Ливанов сообщил, что в ближайшие три года планируется сокращение вузов на 20%, а числа их филиалов – на 30%.

Все по-честному

Непонятно, почему у населения создалась иллюзия, будто реорганизацию вузов правительство проводит, чтобы улучшить качество образования. Для обоснования своих действий власти, как правило, приводят совсем иной довод: «стране не нужно столько вузов и столько студентов».

Важно

То есть, правительство почти открытым текстом заявляет: реформы проводятся с единственной целью – оптимизировать бюджетные потоки и направить их в нужное русло.

Правда, о том, что необходимость такой оптимизации предписана условиями кредитов, полученными в начале 2000-ных от Международного банка реконструкции и развития (МБРР, входит в группу Всемирного банка), наше правительство предпочитает не упоминать – видимо, уберегая народ от тщетных волнений, поскольку все уже давно решено.

Слова нынешнего министра образования никоим образом не расходятся с генеральной линией правительства.

Дмитрий Ливанов заявил, что необходимо сократить в два раза число бюджетных мест в российских вузах и постепенно отказаться от бесплатного высшего образования вообще, используя для финансирования подготовки новых специалистов другие механизмы, в том числе — образовательные кредиты.

О планах государства неуклонно снижать финансирование образования, сообщил представитель Агентства стратегических инициатив (АСИ). Это агентство создано Правительством РФ в 2011 году, наблюдательный совет АСИ возглавляет Владимир Путин.

Политика правительства в сфере образования озвучена достаточно четко: «Даже в тех отраслях, которые являются системообразующими, например в здравоохранении или оказании соцслуг, государство будет стимулировать приход бизнеса», – заявил на совещании Российского союза ректоров (РСР) в апреле 2013 года Дмитрий Песков, занимающий в АСИ пост директора направления «Молодые профессионалы». «Впереди очень тяжелое десятилетие: по нашей оценке, для системы высшего образования оно будет близким к катастрофе… Если вы хотите выжить в такой ситуации, то главным источником средств должен стать бизнес. Те, кто по-прежнему будет ориентироваться только на поддержку со стороны государства, практически обречены», – заметил он.

О том, каким должно стать качество образования в результате предпринимаемых реформ, министры образования заявляют с обезоруживающей прямотой: «Пороком советской системы образования было стремление создать человека-творца, тогда как задача образования РФ – создать квалифицированного потребителя, способного пользоваться результатами труда других», – утверждал Андрей Фурсенко. «Перед нами стоит задача изменения содержания технического образования. Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии. Кроме того, студентов надо учить современным технологиям, а не тем, что используются в России», – продолжает эту линию Дмитрий Ливанов. «В настоящее время стране инженеров надо не так уж и много», – заявил он, едва заступив на пост министра.

Вне логики и прозрачности

За последние два десятилетия количество вузов действительно выросло в разы, и многие из них дают скорее «корочки», чем образование – такие вузы действительно не нужны.

Однако если исходить из интересов государства, то необходимо оценить, насколько востребованы выпускники каждого вуза сегодня, специалисты какого профиля и в каком количестве необходимы будут стране в ближайшие 10, 15, 20 лет. Таким анализом Минобрнауки не затрудняется, оно отказалось также от помощи и консультаций сотрудников РАН.

Совет

Вместо этого оно оценило «эффективность» вузов, основываясь на показателях, многие из которых не имеют отношения к качеству образования – например, учитывалось количество квадратных метров на одного обучающегося.

В итоге, «неэффективными» оказались 136 высших учебных заведений страны – в том числе и целый ряд известных вузов: РГГУ, МАРХИ, Литературный институт имени Горького. Правда, поднявшаяся волна возмущения заставила Минобрнауки сократить этот список.

Тем не менее, судьба вузов чаще всего решается «за кулисами», даже если руководство вуза уличает чиновников в ошибке – или, более того, в подлоге – Минобрнауки не спешит менять приговор.

Так, Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) заявил, что при оценке работы вуза два из пяти ключевых показателей мониторинга – данные о научно-исследовательской и финансово-экономической деятельности вуза – были сознательно занижены министерством: вуз предоставил одни цифры, а в отчете появились другие. Скандал замяли: за подлог никого не наказали, за клевету никого не привлекли, а РГТЭУ, как и было запланировано, присоединили к РЭУ им. Плеханова.

Какой из этого вывод? Рейтинг «эффективности» нужен Минобрнауки, в основном, для проформы. Слияние вузов имеет целью вовсе не повышение качества образования, а консолидацию материальных активов.

Нужен благовидный предлог – например, чтобы земли и недвижимость Горного университета (МГГУ) в центре столицы перешли в собственность соседствующего с ним МИСиС, из стен которого вышел перспективный ученый Дмитрий Ливанов.

При этом в приказе о присоединении МГГУ к МИСиС из семи страниц текста лишь три маленьких пункта посвящены правам преподавателей и студентов, все остальное касается налоговых и имущественных процедур, отмечает председатель отделения проблем управления РАЕН, профессор, доктор юридических наук Александр Лагуткин.

В приказе нет гарантий ни по сохранению рабочих мест для преподавателей, ни по сохранению специальности для студентов. Между тем многих специальностей, по которым учились студенты МГГУ, в МИСиС просто нет. Судя по всему, Минобрнауки в первую очередь заботят не студенты и преподаватели, а бюджетные средства и имущество вузов.

Слияния и поглощения

Для обоснования неэффективности вуза все средства хороши. Но все чаще используется компромат – и это вполне закономерно, поскольку сегодня безупречная репутация ректора становится, к сожалению, все большей редкостью. Однако о бескомпромиссной борьбе за чистоту нравов при этом нет и речи. «Показательной порке» подвергаются лишь те, кто мешает – и лишь когда «настал момент».

Например, некоторое время назад начались разговоры о возможном присоединении Государственного университета управления (ГУУ) к Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Затем, в ноябре 2012 года, ГУУ попал в список неэффективных вузов.

И, наконец, в апреле 2013 года новый ректор демонстративно, почти как в голливудских боевиках, был взят с поличным на взятке. Ему инкриминируется получение «отката» в размере 7 млн руб. за заключение 58-миллионного контракта с клининговой компанией на уборку помещений и территории вуза.

Обратите внимание

Интересно, что предыдущий ректор ГУУ тоже был осужден за крупную взятку, но в итоге ему сначала сократили срок, а потом и вовсе сняли судимость (он, правда, потерял на этом все свое немалое имущество – но это уже совсем другая история).

В начале славного пути

К слову сказать, образцово-показательный МИСиС тоже не избежал коррупционных скандалов. Так, в 2009 году против руководства института было возбуждено уголовное дело по ст. 159 («Мошенничество»). Поводом стало незаконное перечисление средств строительным организациям.

В 1993 году в одном из корпусов института произошел пожар, полностью выгорели четвертый и пятый этажи, а также чердак. На восстановление корпуса ушло 12 лет. Как обнаружило следствие, в 2004-2005 годах руководство МИСиС незаконно перечислило 57 млн руб. на расчетные счета фиктивных организаций, якобы участвовавших в реконструкции.

Дело замяли – возможно, потому что Юрий Карабасов (кстати, тесть Дмитрия Ливанова), который в 1992-2007 годах был ректором МИСиС, к 2009 году стал уже депутатом Госдумы и секретарем политсовета московского отделения партии «Единая Россия». Сегодня он является президентом МИСиС.

Между прочим, сам Дмитрий Ливанов в 2000−2004 годах занимал в этом вузе пост проректора по международному сотрудничеству.

Еще одна подозрительная история касается более позднего периода, когда Дмитрий Ливанов был уже ректором МИСиС. На строительство нового учебного городка в подмосковном поселке Коммунарка, куда должен переехать МИСиС, вузу перечислили из госбюджета 1,8 млрд рублей. Однако стройка так и не началась. Куда делись деньги, пока неизвестно.

Секреты эффективности от Дмитрия Ливанова

Опыт работы в министерстве в 2004-2007 годах, несомненно, оказался полезен Дмитрию Ливанову, когда его избрали ректором МИСиС.

Уже спустя год, осенью 2008 года, указом Президента РФ Дмитрия Медведева вуз получил статус Национального исследовательского технологического университета (НИТУ).

Важно

Сочинение: “почему дубровский стал разбойником” (по роману а.с. пушкина “дубровский”)

Сегодня он является также одним из центров развития нанотехнологий с соответствующим финансированием – отнюдь не в наноразмерах. Только на первом этапе ведомство Чубайса выделило МИСиС и МФТИ 11 млн рублей.

«Чтобы университет был хорошим и качественным, надо соединить три компонента — это хорошие студенты, хорошие сотрудники и качественное управление. Прежде всего, система образования очень у нас архаична.

Не говорю о 5-летнем образовании, но даже 4-летний бакалавриат и 2-летняя магистратура — это устаревшее. Мы догоняем поезд, который уже ушел.

Надо говорить о схеме 2+2+2: бакалавриат разбивается на общий и прикладной и дополняется интенсивными курсами», – считает министр.

Что касается студентов и преподавателей, то количество тех и других должно сокращаться, а требования к ним – повышаться. В частности, в МИСиС установлен предельный возраст для профессоров, сейчас старше 60 лет преподавателей в вузе нет.

Каждые три года проводится аттестация, во время которой отсеивается до 10% сотрудников. Благодаря тому, что преподавателей стало меньше, базовая зарплата их увеличилась до 25 тысяч. Но, в принципе, вуз нацелен не на отечественные, а на зарубежные кадры.

Как рассказал Ливанов в одном из выступлений, у вуза была конкретная цель – пригласить минимум сто преподавателей из-за рубежа, самой высшей квалификации, на каждого из них нужно до 10 млн рублей.

Таким образом, в системе, выстраиваемой нынешним министром образования, отечественные преподаватели ценятся не очень высоко. Об этом, в частности, свидетельствует и его знаменитая сентенция по поводу низких зарплат в вузах: «Это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги».

На вопрос же, насколько правомерно устанавливать зарплату ректорам в 400-500 тыс. руб. в месяц, министр ответил: «Ректоры выступают в качестве менеджеров, и их труд должен оплачиваться на соответствующем уровне».

Также читайте:

Совет

Современный профиль вузовской науки в России и перспективы его изменения
Вузы и школы: зарплаты или подработки?
Разведка и экономика: смена приоритетов

Министр Дмитрий Ливанов назвал основные принципы Концепции дополнительного образования

Дмитрий ливанов — проблемы и перспективы в сфере образования

25 Апреля 2014

22-23 апреля в Ярославле прошел Международный форум «Евразийский образовательный диалог», в котором приняли участие представители более 50 регионов России и многих зарубежных государств. 

В рамках Форума Дмитрий Ливанов рассказал о реализации проекта Концепции развития дополнительного образования детей, сегодня в Минобрнауки уточняют её основные положения.

В рамках Форума состоялось заседание Межведомственного совета по развитию дополнительного образования с участием министра образования и науки РФ. Дмитрий Ливанов рассказал о реализации проекта Концепции развития дополнительного образования детей.

По словам министра, инициатором разработки проекта Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации выступило Минобрнауки России.

Для обсуждения вопросов, связанных с ее реализацией была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты сферы дополнительного образования, представители Минкультуры России, Минспорта России, общественные деятели.

Возглавил рабочую группу директор Федерального института развития образования, академик и член президиума РАО Александр Асмолов.

«В настоящее время состоялось   три заседания рабочей группы, проект концепции дорабатывается с учетом пожеланий и дискуссий, которые происходят в ходе общественных слушаний.

17 апреля в Совете Федерации состоялись парламентские слушания проекта концепции», – сообщил Дмитрий Ливанов.

Глава Минобрнауки России также отметил, что в данный момент проект концепции размещен в свободном доступе на официальных сайтах Минобрнауки России и ФИРО для общественного обсуждения.   

Завершая свое выступление, министр озвучил основные принципы Концепции:

  • социальная гарантия государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
  • общественно-государственная поддержка разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра общеразвивающих и предпрофессиональных программ разной направленности и сетей дополнительного образования детей, обеспечивающих их приобщение к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;
  • реализация права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей в различных видах конструктивной личностнообразующей деятельности;
  • расширение социальной, академической и профессиональной мобильности детей, подростков и молодежи через дополнительное образование
  • ориентация вариативных программ дополнительного образования на метапредметные и личностные результаты образования.
  • приобщение детей через вариативные программы дополнительного образования к различным традиционным и инновационным ремеслам, искусствам и технологиям;
  • общественно-государственное мотивирование средств массовой коммуникации (СМИ, телевидение, интернет, стейкхолдеры социальных и интеллектуальных сетей, издатели), способствующее расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, технологии мобильного дистантного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи, их самообразование и позитивную социализацию;
  • содействие частно-государственному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации программ дополнительного образования, психолого-педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;
  • общественно-государственное мотивирование различных организаций культуры, спорта, здравоохранения, образования, науки и бизнеса как потенциальных ресурсов расширения экологии детства на предоставление возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей, подростков и молодежи (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы).

Следующая статья Минобрнауки отчиталось об основных результатах работы за 2013 год Предыдущая статья «Правовое регулирование формирования содержания общего образования» обсудили в Госдуме РФ

Минобрнауки РФ: итоги и перспективы

Дмитрий ливанов — проблемы и перспективы в сфере образования

Только неискушенный не заметит потоков резкой критики в адрес Министерства образования и науки РФ и в обозримом прошлом, и сегодня.

Однако нельзя не видеть и то, что ведомство под руководством Дмитрия Ливанова прилагает немалые усилия, чтобы раскрутить маховик инерционной и консервативной отечественной системы образования.

Обратите внимание

Перестройка, будем честны, идет мучительно, потому что реформы неизбежно задевают те или иные корпоративные интересы.

Состоявшееся 20 марта заседание расширенной коллегии Минобрнауки РФ, посвящённое итогам деятельности министерства за 2012 год и основным задачам на 2013 год, уже перешло в ранг исторических событий, однако, «как слово наше отзовется», зачастую становится понятнее только по прошествии времени.

Достойное место

Вопросы, поднятые в выступлениях двух основных докладчиков на коллегии Минобрнауки – вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец и министра Дмитрия Ливанова, – отражают, безусловно, суть стоящих перед системой образования острых проблем. Учитывая специфику нашего журнала, заострим внимание на «черных дырах» профессионального образования и науки.
Анализируя ситуацию, вице-премьер заявила:

– Нам придется за три года поднять всю систему, особенно среднего профессионального образования, на новый уровень.

Решение этой проблемы, отметила Ольга Голодец, – одно из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки.

Очень важным при этом является постоянное взаимодействие с работодателями, которые, как полагает вице-премьер, в самые короткие сроки могут обозначить свои приоритеты «по каждому направлению, по каждой специальности».

Именно помощь со стороны работодателей позволит, по мнению заместителя председателя правительства, в ближайшей перспективе создать в России опорные ресурсные центры.

Отметив, что реформа высшего образования является не менее приоритетной и не менее сложной задачей, вице-премьер указала на необходимость присутствия ведущих российских вузов во всех мировых рейтингах.

Имея серьезные традиции в области образования, на сегодняшний день «наши вузы не попадают даже в сотню ведущих мировых университетов», исключение – только Шанхайский рейтинг.

В неизбежности грядущего светлого будущего, когда конкуренты вынуждены будут «подвинуться», Ольга Голодец не сомневается: «у нас есть серьезная школа, которая передается из поколения в поколение».

– Надеюсь, – сказала она, – мы успешно справимся с задачей вхождения в рейтинги мировых университетов.

Следует признать, для подобного оптимизма есть основания.

Важно

Вице-премьер напомнила, что правительством принято специальное постановление – «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» от 16 марта 2013 года, № 211. Цена вопроса, согласно этому документу, – то есть бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные Минобрнауки в 2013 году, – составляет 9 млрд. рублей.

Свое выступление на коллегии вице-премьер закончила на мажорной ноте, подчеркнув, что государственная поддержка, которую получат вузы-победители, позволит им в течение короткого периода войти в заветные рейтинги. Это даст возможность России, занять достойное место в мировом разделении труда в образовательной сфере. Остается вопрос, когда?

Новый формат

В работе итоговой расширенной коллегии Минобрнауки РФ 20 марта 2013 года приняли участие заместитель председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец, помощник Президента РФ А.А. Фурсенко, начальник Управления Президента РФ по научно-образовательной политике А.В. Хлунов, заместитель министра финансов РФ М.М.

Котюков, председатель Общественного совета при Минобрнауки РФ Ж.И. Алферов, член бюро правления РСПП А.М. Карачинский, вице-президент РАО В.А. Болотов, директор департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ А.Е. Шадрин, директор Федерального института развития образования А.Г.

Асмолов, директор департамента образования и науки Тюменской области А.В. Райдер, министр образования Пермского края Р.А. Кассина, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий.

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов в начале своего выступления отметил, что команда ведомства сменилась, возникло много новых задач. Степень актуальности встречи он оценил так:

– Эта коллегия для нас является очень важной, с точки зрения правильного целеполагания, определения своих приоритетов и задач на новый учебный год.

Одним из самых серьезных результатов прошедшего года, по мнению министра, является то, «что мы двинулись по пути создания открытого министерства»:

– Очень важно выстраивание двусторонней системы связи с профессиональным сообществом, общественностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Eugenu/ автор статьи
Загрузка ...
It-Blog | SEO-INTERNET-HARDWARE-SOFT
Adblock
detector